12.10.2009  В Госдуме обсудили саморегулирование во внешнеэкономической деятельности

   Законодательным аспектам и правоприменительной практике использования в России и за рубежом институтов саморегулирования в целях повышения роли некоммерческих неправительственных организаций национального бизнес-сообщества при осуществлении мер по реализации внешней торговой политики страны был посвящен круглый стол, состоявшийся 12 октября в Госдуме РФ.
   Председатель Комитета ГД по собственности Виктор Плескачевский отметил, что на данный момент за рамками закона о саморегулируемых организациях (СРО) в России находятся некоторые авторитетные объединения предпринимателей, такие как РСПП и «ОПОРА РОССИИ», в то время как в развитых странах саморегулирование давным-давно стало нормой.
   «Пока мы при помощи общественных объединений бизнеса боремся с избыточными функциями государства, рождающими коррупцию, в Великобритании торгово-промышленные палаты регулируют только отношения бизнесменов между собой. Это вполне объяснимо: в Англии не было тоталитаризма, а наша торгово-промышленная палата и сегодня не слишком отличается от советской, то есть занимается в основном внешнеэкономическими связями страны», - считает В.Плескачевский.
   Закон о СРО, по его словам, обобщил мировую практику в этой области, он направлен на придание процессу саморегулирования в отраслях экономики импульса эволюционного развития.
   «Во всех развитых странах саморегулирование представляет собой процесс системного спора между институтами товаропроизводителей и потребителей. Государство не вмешивается, выступая арбитром лишь в самых сложных случаях», - обрисовал В.Плескачевский искомую модель взаимодействия бизнеса и власти.
   Директор по России Российско-британской торговой палаты (РБТП) Крис Гилберт высказал мнение о том, что в идеале государство присутствует в экономике «в самом низу», то есть на стадии основания компаний, и «на самом верху» - при регулировании правил игры на рынке, а срединную часть должны образовывать саморегулируемые организации бизнеса.
   «Связи Британии с Русью, образовавшейся некогда как торговый коридор между Скандинавией и Византией, долговременны. Первый договор о бестарифных отношениях с России с Британией был заключен в середине шестнадцатого века. РБТП, например, образовалась в 1916 году, и в тот период испытала определенный кризис, поскольку во время революционных событий в России товарообмен с Британией практически прекратился. Однако с 1991 года РБТП стала практически независимой организацией, способствующей установлению прямых контактов между компаниями двух стран», - отметил К.Гилберт.
   По его словам, система отношений бизнеса и власти в России пока не соответствует международным стандартам, однако движение вперед в этой области особенно заметно в последние годы. В этой связи имеет особенное значение сотрудничество РБТП с ТПП РФ.
   «Наши страны долго боролись за право продавать свои товары на азиатских рынках, но теперь, когда последствия кризиса, произошедшего отчасти по причине недостаточного регулирования экономики со стороны государства, очевидны всем, я не могу советовать вам, как развивать СРО. Ясно должно быть то, что в любом обществе нужен баланс между диктатурой и свободой, позволяющий развиваться», - заключил К.Гилберт.
   Исполнительный директор Ассоциации менеджеров Сергей Литвиненко подчеркнул важную роль гражданского общества в формировании СРО.
   «Мне кажется, что сегодня в России слишком многие объединения предпринимателей не готовы к исполнению функций СРО, то есть к ответственному регулированию самих себя, установлению достойных профессиональных стандартов в своей отрасли», - заявил С.Литвиненко.
   По его мнению, следует в первую очередь определить компетенции СРО и выявить возможности продуктивного сотрудничества их с органами государственной власти, имея ввиду, что роль последних – медиация процесса.
   Начальник отдела услуг и инвестиций Департамента торговых переговоров Министерства экономического развития Российской Федерации Елена Алдакушкина отметила недостаточное развитие в России диалога бизнеса с властью. С ней согласился и директор Департамента внешнеэкономических отношений Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Георгий Каламанов, заметив, что возможностей для такого диалога больше, чем кажется на первый взгляд.
   Представитель юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Галина Баландина выделила негативную тенденцию российской власти замыкаться в себе, закрываться от мнения бизнеса.
   «Неэффективное взаимодействие следует преодолевать взаимными консультациями. Власти нужно учиться слышать бизнес, а бизнесу - грамотно лоббировать свои интересы», - считает Г.Баландина.
   С 1 января 2010 года вступает в силу новый закон об основах внешнеэкономической деятельности, в котором власть обязывается предупреждать участников рынка о возможных изменениях правового поля заранее, но никто не предусмотрел реальных механизмов для исполнения этого благого посыла.
   Участники дискуссии согласились с тем, что несмотря на значительную разницу зарождающихся российских традиций саморегулирования и вековых британских следует стремиться за короткий срок пройти как можно больше стадий совершенствования механизмов саморегулирования.
   Генеральный директор Агентства поддержки экспорта и инвестиций Сурен Варданян в эксклюзивном интервью ИА «Альянс Медиа» отметил отсутствие прозрачности и достойного правоприменения в области взаимодействия бизнеса и власти, несмотря на совершенство российских законов, в отдельных случаях опережающих западные аналоги.
   «Сегодня малый бизнес нашей страны имеет больше возможностей импортировать товары из-за рубежа, чем экспортировать их. Это и понятно: экспорт требует наличия специалистов высокого уровня, а кадровый потенциал малого предпринимательства оставляет желать лучшего. Нехватка оборотных средств, невозможность получить «лёгкий» в обслуживании кредит и вовсе делают проблему неразрешимой», - констатировал С.Варданян.
   По его мнению, банки ругать за высокие процентные ставки и обременения не стоит: они тратят свои деньги и не хотят рисковать ими.
   «Малому предпринимательству мешает отсутствие информации об условиях бизнеса за рубежом. Они часто думают, что продукт, который они хотят поставить на развитые рынки, уникален, а на самое деле в нем нет ничего особенного. В помощь им наше агентство создало портал «Служба внешнеторговой информации», обобщивший данные о внешней торговле за последние 10 лет», - отметил С.Варданян.
   Однако общим негативным фактором, объединяющим российские малые компании, является тенденция производить широкие линейки изделий, не доводя ни одно из них до конкурентоспособного уровня.
   «Это схема работы еще военных времен, когда предприятие должно было в экстренных условиях перейти на производство любого продукта, если какое-либо другое производство утрачивало производственную базу», - пояснил С.Варданян.
   В развитых странах малое предприятие обычно доводит производство 2-3-товаров до конкурентоспособного уровня с тем, чтобы встроиться в систему работы с крупными поставщиками и заказчиками.
   «Сегодня мы импортируем практически всё – продукцию с высокой степенью обработки, машины, станки, оборудование, вплоть до фармацевтики, а из России уходит сырьё и полуфабрикаты. Есть и положительные примеры – одно из белгородских предприятий сделало акцент на производстве высокоточных хирургических инструментов, и они имеют постоянный спрос в Европе», - рассказал С.Варданян.
   По его словам, плохо отражается на развитости внешнеэкономических связей страны и слабая защита интеллектуальной собственности: малому бизнесу накладно оформлять патент, а крупные предприятия, патентующие разработки малых, порой совершенно не учитывают их интересов.
   «Вопрос заключается в конкурентоспособности. Если уровень производимых у нас товаров будет хотя бы не хуже, импорт автоматически будет более дорогим и невыгодным. Это и есть импортозамещение. Но экспорт при этом – возможность и основная мотивация развития. Экспортер работает в режиме прямой конкуренции, и это подстегивает его развиваться ускоренными темпами. Задачей СРО является создание порядочной предпринимательской среды в данной отрасли или ее части, но пока во внешнеэкономической деятельности качество кадров не удовлетворяет современным требованиям, слишком рано отдавать саморегулирование ВЭД им в руки. Это слишком сложный вопрос», - заключил С.Варданян.
   ИА "Альянс Медиа"