08.12.2005 Проблема потребительского рынка - контрафактная продукция Программы противодействия распространению контрафактной и фальсифицированной продукции обсудили за круглым столом в ТПП РФ в рамках Всероссийского совещания участников потребительского рынка представители Союза участников потребительского рынка (СУПР). По словам председателя комитета по развитию потребительского рынка ТПП РФ Александра Борисова, тема круглого стола (защита прав потребителей), «наверное, самая сложная и самая непроработанная» сегодня. У органов государственного управления есть представление о своей роли и месте в экономике переходного периода, у предпринимателей есть цель - извлечение прибыли. Что касается защиты прав потребителей, то здесь «огромное и непочатое поле» работы. По мнению А.Борисова, рынок заработал не во всех регионах РФ. В Москве конкуренция более или менее ощущается, но даже здесь недобросовестный предприниматель легко может перерегистрироваться и завтра на этом же месте, не меняя оборудования, персонала, спокойно возобновить свою работу, «что невозможно в реально действующем рыночном хозяйстве», подчеркнул он. В рыночной экономике, если предприниматель «подорвал свой авторитет», потребитель очень скоро будет его избегать. Отсутствие нормальных рыночных отношений - это одна из основных проблем, которая мешает тому, чтобы взаимоотношения предпринимателей и потребителей были равноценными, сделал вывод А.Борисов. Депутат Госдумы, председатель Совета директоров СУПР Петр Шелищ согласился с А.Борисовым: «Самое сложное и самое важное в защите прав потребителей и предпринимателей – это наладить эффективное взаимодействие, так как отдельного счастья у них нет, не получается так – если предпринимателю плохо, то потребителю хорошо, и наоборот». По словам П.Шелища, важным этапом организации взаимодействия участников рынка стало создание Союза участников потребительского рынка. СУПР был создан всего два с половиной года назад, по меркам истории это очень ничтожный срок, но общественная организация уже заняла свое место в ряду других, сказал он. Основная идея создания СУПР в том, что представители предпринимателей и потребителей будут вместе вырабатывать общую позицию по волнующим каждую из сторон вопросам. П.Шелищ сообщил, что основными направлениями деятельности союза являются: совершенствование законодательной базы экономического и административного регулирования потребительского рынка; противодействие распространению контрафактной и фальсифицированной продукции; содействие формированию саморегулируемых организаций в сфере потребительского рынка; поддержка федеральных и региональных программ защиты прав потребителей; участие в реформировании системы технического регулирования; содействие в разрешении конфликтов между участниками потребительского рынка. Основной формой работы СУПР является организация и проведение мероприятий, направленных на продвижение в федеральных и региональных органах власти позиций, согласованных представителями всех участников потребительского рынка. Он предложил участникам круглого стола обсудить одно из важных направлений деятельности общественных организаций - защиту прав интеллектуальной собственности, противодействие распространению контрафакта и фальсификата. На обсуждение были представлены следующие программы: национальный проект противодействия контрафактной и фальсифицированной продукции «МАРКА ГОДА», Программа подтверждения легальности продукции, программа «Горячая линия качества». В частности, исполнительный директор СУПР Ольга Баранникова рассказала о Программе подтверждения легальности продукции. По её словам, программа должна гарантировать потребителям отсутствие контрафактной и фальсифицированной продукции на предприятиях-участниках программы. Легальная продукция – это продукция, которая произведена без нарушения прав интеллектуальной собственности (т.е. не контрафактная продукция), а также продукция, маркировка которой не вводит в заблуждение потребителей, пояснила О.Баранникова. По её словам, участниками программы в первую очередь могут быть предприятия розничной торговли, общественного питания, а также лица, занимающиеся поставками продукции. К участию в программе могут привлекаться общества потребителей, руководители администраций регионов и муниципалитетов, представители Роспотребнадзора, таможенных органов. Ольга Баранникова заметила, что идеология программы заключается в том, что её участники, магазины-поставщики продукции, добровольно принимают обязательства реализовывать гарантированную легальную продукцию. Администраторы программы не проводят экспертизу продукции на контрафакт, так как предприятие (участник программы) заключает договор напрямую с производителем или выбирает поставщиков, которые работают напрямую с производителями. Проследив цепочку поставок товаров предприниматель может быть абсолютно уверен в том, что он не получил контрафактную продукцию. Для того чтобы снять с себя ответственность, ему достаточно внести в договор поставки условие, что поставщик обязуется и гарантирует поставлять легальную продукцию. В договоре также должна быть определена ответственность поставщика за несоблюдение условий договора, пояснила О.Баранникова и уточнила, что программа должна поддерживаться муниципальными властями, обществами потребителей, которые могут контролировать заключенные договоры. Ольга Баранникова сообщила, что реализация программы при поддержке региональных властей началась в Омске и Калининграде. Участники круглого стола - представители региональных общественных организаций - заинтересовались программами, предложенными СУПР. Было решено на следующем заседании подробно обсудить механизмы их реализации. ИА "Альянс Медиа" |