25.02.2005 ФАС представила новый вариант закона "О конкуренции" В четверг, 24 февраля, в Торгово-промышленной палате РФ, по окончании подписания соглашения между ТПП РФ и Федеральной антимонопольной службой прошел круглый стол, на котором состоялось обсуждение проекта федерального закона «О защите конкуренции» и поправок в Кодекс об административных правонарушениях. Выступая на нем, глава ФАС Игорь Артемьев сообщил, что данный проект закона был рассмотрен на заседании правительства РФ 3 февраля с.г. и после внесения поправок будет вновь представлен в правительство до 1 марта. Остановившись на внесенных изменениях в закон, И. Артемьев сообщил, что в ходе обсуждения законопроекта много вопросов вызывала такая его норма как «коллективное доминирование». Последний пример – сговор нефтяных компаний, каждая из которых имеет менее 35% рынка и не является доминирующей по определению действующего закона. Однако они повышали цены одновременно по всей России, что, по сути, являлось созданием картелей. В новом законе, пояснил И. Артемьев, штрафные санкции за такие действия резко увеличены - до 4% от оборота компании. Вместе с тем доказательства таких сговоров затруднительны. Поэтому, отметил глава ФАС, в числе поправок, которые были внесены в текст нового законопроекта, - такое определение как «коллективное доминирование» (подобные нормы есть и США, Великобритании, на Украине, других странах). Оно определяется таким образом: если 3 компании одновременно имеют долю более 50% рынка или 5 компаний – более 70%, то они «могут быть признаны «коллективно доминирующими», и если антимонопольный орган докажет злоупотребление, то к ним могут применяться санкции. «Однако бремя доказательств доминирования в суде остается на нас. Термин «коллективное доминирование» применяется не для всех рынков сразу, а только для тех, которые не имеют взаимозаменяемых товаров», - заметил И. Артемьев. Он также пояснил, что по новому варианту законопроекта добавлена следующая норма. Антимонопольному органу в случае возбуждения дела по статье "согласованные действия" необходимо будет «доказать причинно-следственную связь между действиями компаний и ситуацией, которая после этих действий сложилась на рынке». Также, согласно новой редакции законопроекта, любое решение антимонопольного органа может быть оспорено в суде, а начатые дела будут приостанавливаться с момента обращения в суд той компанией, в отношении которой ведется дело. И. Артемьев напомнил, что главным новшеством закона явилось то, что в случае его принятия антимонопольный орган будет контролировать только те сделки, которые совершают компании с активами свыше 3 млрд рублей. Таким образом, по его словам, в 30 раз сократится число дел, рассматриваемых антимонопольными органами. Кроме того ФАС отказалась от «опеки за движением акций, и сделки будут согласовываться только у крупных компаний с активами свыше 3 млрд руб. и только при покупке 25% акций, и только контрольного пакета». Таким образом, 95% дел, которые в настоящее время рассматриваются ФАС, уходят из-под ее контроля. И. Артемьев сказал, что согласно новому варианту законопроекта, введен так называемый «второй барьер»: если у компании активы свыше 3 млрд руб., то при покупке другой компании стоимостью менее 1 млн долларов, сделку не надо согласовывать. Кроме того, если раньше норма закона о «принудительном разделении предприятий» могла быть реализована по решению антимонопольного органа или суда, то сейчас – только по решению суда. Любое решение антимонопольного органа теперь может быть оспорено в суде, подчеркнул И. Артемьев, причем это решение приостанавливается с момента подачи заявления хозяйствующим субъектом в суд (с момента получения регистрационного номера), что «еще больше защитит бизнес от ФАС». Другим важным нововведением нового законопроекта И. Артемьев назвал проработку вопроса о государственной помощи. Он пояснил, что главное в этом плане – то, что «помощь индивидуальная, предоставляемая отдельным компаниям на рынке - запрещается». «Но чтобы не создавать очень сложных ситуаций в переходный период, в законе разрешается лишь госпомощь, проведенная через бюджет или конкурс, например, в сфере поддержки экспорта, импортозамещения», - подчеркнул глава ФАС. Главными нововведениями, предлагаемыми в Кодекс об административных правонарушениях, И. Артемьев назвал введение «оборотных штрафов». Для компаний, злоупотребляющих доминирующим положением на рынке, – от 0,5 до 2% годового оборота (без учета вида деятельности), за создание картелей или согласованные действия – от 1 до 4% от оборота. Кроме того, вводится дисквалификация чиновников и должностных лиц компаний на срок от 6 мес. до 3 лет за крупные нарушения, установленные судом. ИА "Альянс Медиа" |