23.03.2009  Москва: состоялся Всероссийский форум деловых СМИ

   19 марта 2009 года Торгово-промышленная палата Российской Федерации совместно с Союзом журналистов России и Российской ассоциацией инновационного развития провели в Конгресс-центре ТПП РФ очередной Всероссийский форум деловых средств массовой информации «Роль деловых СМИ в поддержке создания и развития инновационных точек роста в экономике России». В рамках форума состоялась торжественная церемония награждения победителей XV Всероссийского конкурса журналистов «Экономическое возрождение России» по итогам 2008 года.
   Цель форума – обмен опытом работы и обсуждение вопросов, связанных с освещением в СМИ одной из наиболее актуальных проблем экономической жизни России. В рамках пленарного заседания представители средств массовой информации обсудили следующие темы:
   - популяризация достижений и анализ актуальных проблем развития нано-, биотехнологий и других высокотехнологичных производств;
   - объективное отражение проблем взаимодействия образования, науки и производства на основе принципов государственно-частного партнерства;
   - поддержка развития инновационной инфраструктуры: особых экономических зон, технопарков и наукоградов, создания условий для ускорения развития малого инновационного и венчурного предпринимательства;
   - содействие выходу российских инновационных компаний на мировой рынок и встраиванию их в международные кооперационные сети по производству высокотехнологичной продукции.
   В форуме приняли участие руководители ТПП России, представители Администрации Президента РФ, законодательной и исполнительной власти, федеральных и региональных деловых СМИ, общественных организаций, регионов и муниципальных образований, территориальных ТПП, объединений предпринимателей и деловых кругов.
   Открыл форум старший вице-президент ТПП России Борис Пастухов. В своем выступлении он передал пожелания успехов в работе форума от имени Президента ТПП РФ Евгения Примакова. По мнению Б.Пастухова, следует поддерживать создание и развитие инновационных точек роста в экономике России. Кризис показывает опасность ориентации только на сырьевую составляющую экономики, которая всегда приводит к зависимости страны от мировой конъюнктуры. Будущее российской экономики – это инновационный путь развития, но без усилий всего общества на этот путь встать нельзя.
   Борис Пастухов напомнил старую восточную мудрость о том, что трудные времена открывают возможности для тех, кто эти возможности увидел. Пресса, по его мнению, может и должна видеть и открывать эти возможности для общества. Следует, например, поднимать тему региональной жизни, тему жизни в городах, где закрываются градообразующие предприятия, а таких много в стране. Как там победить бедность? Как быстро организовать обучение людей другим профессиям, другим возможностям зарабатывать на хлеб? Тем сейчас множество, вообще экономика в кризисное время – одна из самых острых и интересных для общества тем.
   С приветственным словом к собравшимся обратился председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов. Он коротко охарактеризовал ситуацию на рынке деловой прессы России. Отметил, что здесь многое еще надо сделать: не сформировалась пока еще в стране сильная, полноценная, авторитетная «экономическая команда» журналистов; деловая пресса нередко теряет силы в мелкотемье, нечасто встречается по-настоящему глубокий анализ экономической ситуации. Говоря о работе в кризисное время, г-н Богданов сказал, что перед экономической прессой стоит очень непростая задача – объяснять обществу постоянно меняющуюся ситуацию, которую не могут сегодня спрогнозировать даже самые великие «экономические умы». Сегодня важно помогать людям найти себя в тяжелой ситуации неопределенности, роста безработицы. В настоящее время самая страшная угроза для общества даже не сам кризис, а всеобщая потеря доверия людей к государству, друг к другу, к бизнесу. Это серьезнейшая тема, требующая вдумчивого анализа.
   Пленарное заседание форума «Роль деловых СМИ в поддержке создания и развития инновационных точек роста в экономике России» вел депутат Государственной думы РФ, председатель правления РАИР Андрей Кокошин. Ответственность СМИ перед обществом не менее важна, чем ответственность политиков и бизнеса, сказал он, открывая пленарное заседание. Андрей Кокошин считает, что в России сегодня не хватает серьезного анализа возможных путей выхода из кризиса и виденья того, какой должна быть Россия после кризиса, каким будет мир, и как нашей стране занять в нем достойное место. По его мнению, именно здесь – широкое поле деятельности для СМИ, которые могли бы представлять различные точки зрения и помочь выработать общий подход. Г-н Кокошин подчеркнул, что в условиях кризиса очень важно обеспечить рост и развитие хрупких пока ростков новой, инновационной, не ориентированной на добычу сырья экономики. Он рассказал об инновационных проектах и об общей ситуации с инновациями в России, которым нужна не только материальная подпитка, но и соответствующая общественная атмосфера, понимание того, что истинным богатством страны должны быть идеи, воплощенные в новые технологии.
   «Деловой прессе России не хватает системного анализа экономической жизни страны», - отметил в своем выступлении президент факультета журналистики МГУ Ясен Засурский. Он посетовал, что многие темы заметно раньше, чем российские экономические журналисты, поднимают их западные коллеги. Да, безусловно, материальные и технические возможности западных СМИ несравненно выше, чем у нас, но следует сказать, что у нас нередко не хватает целеустремленности и убежденности, а это уже никак не зависит от материального обеспечения. «Безусловно, это болезни роста, но хотелось бы их побыстрее преодолеть», - подытожил Ясен Засурский.
   Он выделил ряд тем, которыми, по его мнению, следует заниматься экономическим СМИ особенно активно. Многие из них не новы, но ничуть не потеряли своей актуальности. В частности, это тема утечки мозгов за границу. «У нас существуют золотые россыпи возможностей», - сказал в связи с этим Ясен Засурский. «Но мы разрабатываем их все еще очень и очень плохо. А без этого инновационный путь может оказаться дорогой в тупик», - продолжил он. Г-н Засурский призвал объединить практические усилия по развитию новых технологий с продвижением инновационных идей силами СМИ. Можно было бы создать, например, некий союз Российской ассоциации инновационного развития (РАИР), председатель которой, Андрей Кокошин, участвует в работе форума, и прессы, предположил Ясен Засурский.
   Выступление помощника руководителя Администрации Президента РФ Екатерины Поповой было посвящено работе по созданию инновационного законодательства в стране, проблемам и трудностям, важным инновационным проектам, которым, безусловно, нужна поддержка СМИ. Заместитель руководителя Департамента науки и промышленной политики Москвы Евгений Балашов познакомил собравшихся с инновационными проектами столицы. В городе создается первая московская венчурная компания, цель которой – поддерживать малый инновационный и, как известно, довольно рискованный с точки зрения вложения средств бизнес. Евгений Балашов призвал журналистов активнее писать о реализуемых инновационных проектах.
   Дальнейшую работу форума вели директор Департамента информации и общественных связей ТПП РФ Александр Шкирандо и заместитель главы Комитета ТПП РФ по промышленному развитию Александр Шитов.
   Генеральный директор ООО «Финанс Консалтинг» Юлия Сотникова подчеркнула, что экономическая пресса выполняет сложную и важную задачу в стране: она не только дает информацию участникам рынка, но и помогает определять точки роста экономики и поддерживать их развитие. Часто СМИ становятся своего рода посредником между человеком, разрабатывающим перспективную идею, и институтами, способными поддержать материально реализацию идеи. Опытные и талантливые разработчики обычно не знают, где брать средства на то, чтобы замысел стал изделием. Прессе необходимо максимально активно помогать таким людям. «Сейчас наступает время инновационных предприятий, а это прежде всего малые предприятия, и им очень нужна поддержка», - сказала Юлия Сотникова.
   Опытом своей работы поделилась главный редактор научно-практического журнала «Финансы. Экономика. Стратегия» и одновременно директор Института международного сотрудничества при Воронежском государственном технологическом университете – Лариса Шульгина.
   О роли СМИ в работе бизнеса говорил гендиректор Московского агентства по поддержке экспорта и инвестиций Сурен Варданян. Одна из задач этого агентства – помогать российским и иностранным бизнесменам находить партнеров.
   Шеф-редактор информационного агентства «ФК-Новости» Алексей Подымов поднял тему специализированных, профильных СМИ как таковых. По его мнению, с нарастанием кризиса именно специализированные, профильные СМИ не просто выживут, но еще и потеснят желтую прессу, и общественно-политическую, и в том числе, так называемую, деловую.
   Директор Департамента по работе с малым бизнесом АКБ «Росбанк» Анатолий Хвостиков рассказал о работе банка с малым бизнесом в условиях кризиса, напомнил, что государство недостаточно активно выполняет обещание по компенсации процентной ставки. Банк не свернул программы работы с малым бизнесом, несмотря на кризис, но впереди возможны еще более трудные времена.
   Первый заместитель гендиректора АКИ «Группа Интерфакс» Игорь Волосов рассказал о системе коммерческой экономической информации СПАРК-Интерфакс: услуга становится все более популярной, к ней нередко прибегает до 600 человек одновременно; но, к сожалению, нередки случаи несанкционированного использования информации. Недавно в этом уличили огромную корпорацию, имеющую миллиарды долларов прибыли ежегодно. Главный редактор журнала «Менеджмент инноваций» Вячеслав Бычков провел в своем выступлении мысль о том, что инновации – это на самом деле вложение в настоящее, а не в будущее, и, следовательно, нужно продвигать идею инновационной экономики как механизма, способного дать эффект уже сегодня.
   Гендиректор ПО «Пушкинская площадь» Олег Попцов поднял проблему профессионализма в журналистики в целом и в экономической журналистке в частности.
   Свое видение проблемы продвижения инноваций, роли бизнеса и прессы в этом деле представили гендиректор рекламного агентства «Брайтен» Евгений Селиванов, директор по стратегическому развитию группы компаний «Ангстрем» Николай Лисай и другие выступающие.
   Всероссийский форум деловых СМИ завершился торжественной церемонией награждения победителей XV Всероссийского конкурса журналистов «Экономическое возрождение России» по итогам 2008 года.
   В кратком выступлении вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин поздравил победителей. Он напомнил, что в первый раз конкурс был проведен 15 лет назад. «Конкурс живет, количество участников и творческих работ постоянно возрастает, география расширяется», - сказал вице-президент ТПП России. Он отметил, что среди победителей всегда много представителей СМИ именно из регионов. «Так, конкурс объединяет нас всех в единое информационное пространство», - завершил Сергей Катырин.
   «Гран-при» конкурса был вручен за лучшую работу по теме года «Коррупция – угроза национальной безопасности страны».
   ИА "Альянс Медиа"