10.10.2003  Е. Егоров: "Одним из результатов Программы поддержки субъектов предпринимательства в ЦФО должно стать сокращение на 50-80% его теневой составляющей"

   В среду, 8 октября, в Калуге прошло заседание Координационного совета по развитию малого и среднего предпринимательства в Центральном федеральном округе РФ.
   Как заявил в эксклюзивном интервью корреспонденту ИА «Альянс Медиа» по итогам заседания Координационного совета по развитию малого и среднего предпринимательства Евгений Егоров, министр Правительства Москвы, заместитель председателя Координационного совета по развитию малого и среднего предпринимательства в ЦФО, руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства, «я очень доволен прошедшим заседанием, которое, по моему мнению, прошло очень продуктивно, а участники заседания были заинтересованы в решении существующих проблем малого бизнеса и проявили в этом единодушие». Как отметил Е. Егоров, в заседание приняли участие представители всего Центрального федерального округа, кроме Московской области.
   По словам Е. Егорова, одним из основных вопросов, которые обсуждались на заседании Координационного совета, был вопрос, который касался Программы поддержки субъектов экономической деятельности (предпринимательства) в ЦФО. Руководителям регионом, по словам Е. Егорова, была представлена полноценная программа на 2004-2006 гг., одним из ожидаемых результатов которой должно стать сокращение на 50-80% теневой составляющей предпринимательской деятельности. На 3-5% должны повыситься темпы экономического развития регионов. При этом программа не ставит своей задачей создание каких-то инфраструктурных объектов в виде технопарков и т.д. «Основная задача – создание нормативно-правовой базы, условий, при которых должен развиваться малый бизнес», - сказал Е. Егоров.
   Огромную заинтересованность участников заседания, по его словам, вызвал вопрос по проблемам в сфере ЖКХ. На заседании Координационного совета была принята к сведению информация представителей регионов об опыте развития малого предпринимательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В целях обобщения опыта решено создать рабочую группу. По мнению Е. Егорова, сегодня в ЖКХ много проблем, но большинство из них надуманы. «В некоторых регионах вопрос об участии малого бизнеса в сфере ЖКХ, как, например, в Москве, просто не стоит - ему дорога открыта. Беда в том, что в регионах в ЖКХ существуют большие долги перед РАО ЕС и т.д., которые, конечно, малый бизнес на себя не возьмет, - сказал руководитель ДПРМП. - Сегодня остро стоит вопрос в разграничении полномочий государства и частного капитала, который будет работать в этой системе». По словам Е. Егорова, нормативно-правовая база «буксует», и потому не может решиться вопрос о том, кто от лица жильцов будет заключать договор с частными компаниями, которые будут их обслуживать. Стоит вопрос и в учете электроэнергии, тепла, воды, исходя из того, сколько жилец индивидуально потребляет, а не из общих расчетов. Руководство ЦФО заинтересовано в решении этих проблем.
   Как отметил Е. Егоров, члены Совета поддержали предложения, выработанные на совещании представителей регионов в Торгово-промышленной палате РФ. Они будут переданы в Правительство Российской Федерации для обсуждения на заседании по проблемам малого предпринимательства, которое состоится 16 октября.
   Суть предложений сводится к разработке новой редакции Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". Он должен определить критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства с учетом практики Европейского Союза, направления и формы государственной поддержки и развития МП, а также дать определения организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
   Советом также поддержаны предложения о внесении изменений во вторую часть Налогового кодекса Российской Федерации. В частности, предлагается увеличить предельный размер валового дохода от реализации, дающего малому предприятию право перехода на упрощенную систему налогообложения, а также закрепить принцип добровольности перехода предпринимателей на уплату единого налога на вмененный доход, предоставление права субъектам РФ устанавливать налоговые льготы по единому налогу при применении упрощенной системы налогообложения и по единому налогу на вмененный доход.
   Ряд предложений направлен на изменение федеральных законов "О приватизации государственного и муниципального имущества" и "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд".
   Несмотря на то, что малый бизнес в регионах развивается по-разному, а соответственно, и проблемы, с которыми он сталкивается, несколько отличаются, Е. Егоров отметил, что налоговая система настолько несовершенна, что работать малому бизнесу невозможно ни в большом, ни в малом регионе, т.к. если он будет легитимно работать, то малое предприятия можно будет через месяц закрывать. По его словам, некоторые регионы просто не имеют возможности выделить какие-то деньги на то, чтобы малый бизнес приобретал нежилые помещения. На этом фоне выглядят абсурдными предложения малому бизнесу покупать, например, военные городки, где всё разрушено и нет даже элементарных коммуникаций.
   На вопрос ИА «Альянс Медиа» о том, как обстоят дела в области взаимодействия в ЦФО малого и крупного бизнеса, и может ли в этом плане инициатором сотрудничества выступать именно крупный бизнес, Е.Егоров сказал, что если крупные предприятия предоставляют свои площади для малого бизнеса, по сути для того, чтобы за счет малых предприятий уходить от налогов, используя льготы малых предприятий и решая за их счет свои проблемы, - это неприемлемый подход. «А вот когда крупное предприятие объявит тендер на изготовление каких-либо комплектующих деталей и под этот тендер придут 5-6 малых предприятий, которые будут готовы это сделать, а крупное предприятие, в свою очередь, по конкурсу отберет именно те, которые его устраивают, тогда можно будет говорить о взаимовыгодном сотрудничестве малых и крупных предприятий», - сказал Е. Егоров.
   На вопрос о том, пойдут ли на пользу малому бизнесу те 3 млрд руб., которые правительство предлагает заложить на субсидирование процентной ставки по кредитам малому бизнесу в бюджете 2004 года, Е. Егоров заметил, что главный вопрос не в том, сколько денег выделено, а в том, кто сможет этот кредит взять, какое предприятие будет иметь право получить дотацию по процентному платежу. «Может оказаться, что эти дотации получат не малые предприятия, а те, в активе которых есть капитальные средства, за которые сможет поручиться банк и т.д.», - сказал в заключение Е. Егоров.
   ИА "Альянс Медиа"