16.07.2008  ЮФО: покупатели франшиз объединяются в гильдию

   В ЮФО, как и в других регионах, появилась некоммерческая структура — Гильдия франчайзи, которая призвана объединить покупателей франшиз. Гильдия не только будет заниматься образовательными программами для франчайзи, но и будет оказывать им юридическую и консалтинговую поддержку. Проект в Ростове, по словам организаторов, будет представлен уже в этом месяце.
   В мире почти не существует компаний, которые сразу бы планировали свое развитие по системе франчайзинга. Зачастую это решение приходит со стороны. Например, к руководству сети магазинов обуви «Эконика», универсамов «Копейка» и турагентств «Магазин горящих путевок» в определенный момент регулярно стали обращаться другие бизнесмены с предложением о сотрудничестве. Поняв, что на их торговую марку будет спрос, они начали в срочном порядке разрабатывать франчайзинговые программы.
   Другая причина, по которой компания начинает развивать франчайзинговую сеть, — это незнание регионального рынка с осознанием огромных его возможностей.
   Например, компания English First начала разрабатывать свой франчайзинговый пакет, когда оценила огромный спрос на языковые услуги в Малайзии и Таиланде.
   Франчайзинговую деятельность в нашей стране регламентирует 54-я глава Гражданского кодекса Российской Федерации. Именно на нее опирается договор коммерческой концессии, определяющий взаимоотношения головной компании и ее младшего партнера.
   Наиболее яркими представителями российских франчайзеров в ЮФО являются «Покрышкино» и агентство недвижимости «Лендлорд».
   Тенденции развития франчайзинга на юге страны практически совпадают с общероссийскими. С 2000 года в России наблюдался бурный и активный рост франчайзинга. На крупнейшем отраслевом портале по поиску франчайзинговых партнеров зарегистрировано порядка 850 компаний, из них реально продают франшизу около 600. В последнее время темпы роста этого бизнеса значительно сократились, что связано с высокой конкуренцией франчайзеров за новых партнеров.
   На сегодняшний день около 120 представителей бизнеса из Ростова-на-Дону, Таганрога, Шахт, Новочеркасска, Волгодонска, Новошахтинска и других городов Ростовской области рассматривают приобретение франшизы. По данным отдела экономического анализа потребительского рынка товаров и услуг Минэкономики Ростовской области практически половина франчайзингового рынка приходится на реализацию товаров народного потребления и прежде всего одежды и обуви.
   Значительная часть этих товаров известных торговых марок реализуется через франчайзинговые магазины. По оценкам экспертов, их доля в продажах, например, одежды в среднесрочной перспективе может достигнуть 40 процентов объема продаж в этом сегменте.
   Также по данному принципу развиваются сети магазинов, реализующих подарки: ростовчанам хорошо известны магазины «Красный куб». В продовольственном секторе в Ростовской области по франшизе действует сеть магазинов «Пятерочка». Кроме того, франчайзинговая система ведения бизнеса наиболее активно используется предприятиями общественного питания. Наиболее яркие примеры: «Сабвэй», «Ёлки-Палки», «Баскин Роббинс», «Планета суши», «Якитория», «Шоколадница».
   Сегодня появляется все больше новых идей в сфере сервиса. Например, уже нередки франшизы рекламных агентств.
   Специфика регионального франчайзинга — это преобладание федеральных операторов, являющихся правообладателями. Вместе с тем в Ростовской области есть яркие примеры активного развития региональных франчайзинговых сетей: можно назвать такие известные компании, как «Глория Джине» и «Эколас».
   Развитию франчайзинговых отношений в России будет способствовать вступление в ВТО. Как считают эксперты Торгово-промышленной палаты Ростовской области Алексей Кобилев и Сергей Шнейдер, среднесрочные последствия этого вступления — это резкое увеличение франчайзинговых инструментов ведения малого бизнеса в условиях обострения конкуренции.
   Франчайзинг, систему организации бизнеса, при которой одна компания (франчайзер) передает другой независимой компании или индивидуальному предпринимателю (франчайзи) право вести бизнес, используя своё имя и образ, эксперты считают одним из способов выживания малого бизнеса при вступлении России в ВТО.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Молот"