19.04.2002  Надежды на развитие малого бизнеса тают

    Национальное деловое партнерство «Альянс Медиа» и социологическая служба «Кассандра» провели в ходе III-й Всероссийской конференции представителей малых предприятий «Малому бизнесу - реальную ресурсную поддержку», прошедшей в Москве 15-16 апреля 2002 года, опрос о перспективах развития малого предпринимательства в России и Москве.
   Перспективы развития малого бизнеса в стране в 2002 году, судя по итогам исследования, остаются неблагоприятными или неопределенными. Прогнозные оценки по ряду показателей имеют явно выраженную тенденцию к снижению, в частности, в отношении увеличения роста занятости в сфере малого предпринимательства, объемов и качества производимой на МП продукции, конкурентоспособности малых предприятий и др.
   В целом по итогам опроса можно сделать следующие выводы:
   1. На сегодня успешным процесс развития малого предпринимательства считают лишь отдельные опрошенные. Более 40% предпринимателей, наоборот, отмечают, что малый бизнес на нынешнем этапе практически остановился в своем развитии. Одновременно идет процесс «уравнивания» регионов по условиям развития предпринимательства, при этом подавляющее большинство (порядка 70%) оценивают их как явно плохие. Единственным субъектом РФ, где предприниматели чувствуют себя заметно комфортнее, чем в целом по стране, является Москва. Это констатируют не только столичные предприниматели, но и представители регионов. Отвечая на вопрос, где в России для МП созданы относительно лучшие условия, Москве отдали предпочтение 34% из числа немосковских участников конференции (62% - в московской делегации). Второе место опрошенные отдали Санкт-Петербургу, набравшему 8% голосов (7% среди московских участников). Еще одна группа опрошенных указала на определенный позитивный опыт Самары и Самарской области, Саратова и Саратовской области, других регионов.
   2. Отмеченный негативный взгляд на состояние и перспективы малого предпринимательства в стране вызван многими обстоятельствами, первым из которых были названы общеэкономические проблемы. Подавляющее большинство (74% ) участников конференции не удовлетворены экономической ситуацией в стране. По-прежнему остается неясным, какой экономический курс проводится Правительством. Значительная группа опрошенных (21%) убеждена, что либерализация экономики в России происходит только на словах. Треть (34%) полагает, что либеральные преобразования идут, но крайне медленно, а каждый десятый (11%) придерживается противоположной точки зрения и считает, что Россия спешит с либерализацией. Наконец, каждый четвертый респондент не считает либеральные идеи продуктивными и полагает необходимым следовать своим путем. Вследствие этой разноголосицы, надежды на улучшение в экономическом развитии страны в 2002 году остаются довольно слабыми. В значительные изменения верят только единицы. Каждый второй (53%) рассчитывает лишь на некоторый экономический рост. У 43% экономические прогнозы совсем нерадужные.
   Выражая недовольство уровнем развития малого предпринимательства в стране, участники конференции назвали и другие сдерживающие факторы:
   - 85% указали на неэффективную работу созданной в стране инфраструктуры поддержки малого бизнеса;
   - 58% респондентов пока не видят каких-либо перемен в дебюрократизации в отношении малого предпринимательства. Более того, каждый пятый (20%) говорит, что ситуация ухудшается;
   - 53% участников конференции придерживаются мнения, что деятельность большинства федеральных министерств сегодня не отвечает интересам развития МП.
   В связи с неудовлетворительной оценкой работы министерств в сфере развития малого предпринимательства, участники конференции активно поддержали идею о необходимости создания самостоятельного Министерства малого бизнеса РФ.
   На скорые благоприятные перемены в финансовом обеспечении МП рассчитывают менее 10% участников конференции. 53% надеются на лучшее, но только в отдаленной перспективе. Остальные участники опроса подобные настроения не разделяют.
   Подавляющее число участников конференции (порядка 70%) не разделяют оптимизма сторонников принятия правительственных поправок в Налоговый кодекс. Мнение предпринимателей таково: в лучшем случае, поправки облегчат жизнь отдельным МП или не приведут к увеличению налоговой нагрузки. В худшем - усилят фискальное давление.
   С предлагаемой нормой по численности работающих для перехода на упрощенную систему налогообложения согласны только 19% опрошенных. При этом многими выражается недоумение, почему игнорируются критерии отнесения к категории малых предприятия, определенные в Федеральном законе от 14.06.95г. №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». С предлагаемым критерием по обороту соглашаются 27%. Остальные считают, что эта норма должна быть увеличена, по крайней мере, в несколько раз.
   3. Значительное недовольство высказывается предпринимателями по поводу нынешней практики ведения диалога бизнеса и власти.
   С одной стороны, участники конференции недовольны тем, как власти относятся к мнению предпринимателей. Половина из них (48%) считает, что позиция представителей МП по-прежнему не находит никакого понимания и отражения в решениях органов власти. Еще 47% считают, что с позицией малого бизнеса власти считаются, но лишь в некоторых случаях.
   С другой стороны, на конференции отмечалась слабая активность самих предпринимателей и нерезультативность деятельности предпринимательских объединений. Почти 70% респондентов считают, что объединения предпринимателей отстаивают интересы МП неэффективно. Возразил им только каждый пятый (21%).
   Вместе с тем, как показал опрос, у участников конференции сложились определенные мнения по поводу результативности деятельности наиболее известных предпринимательских объединений. Многими из них отмечается полезность для малого предпринимательства деятельности Торгово-промышленной палаты РФ. Она набрала в целом 52% голосов поддержки. Активны Российская ассоциация развития малого предпринимательства (26% голосов) и Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса (21% голосов). Уже обратила на себя внимание и недавно созданная ОПОРА (17%), которая превысила по уровню влиятельности партию «Развитие предпринимательства». Деятельность других предпринимательских объединений, включенных в список для оценки, была признана активной в сфере малого предпринимательства небольшим количеством участников опроса.
   Несмотря на сложности установления плодотворного диалога между бизнесом и властью, у значительной части участников конференции не иссякла надежда на благоприятные перемены, и 44% надеются на укрепление взаимопонимания. Здесь важно также, что придерживаются противоположной точки зрения и говорят об ослаблении взаимодействия только 3% участников конференции.
   4. Долгое становление малых предприятий в неблагоприятной предпринимательской среде из года в год делает все умереннее прогнозы дальнейшего развития малого предпринимательства.
   Респонденты все реже называют вероятным возрастание численности работников малых предприятий. Особенно сдержаны прогнозы в этой части у иногородних участников всероссийских форумов. Например, в 2000 году на рост занятых в сфере малого предпринимательства надеялись 65% респондентов из регионов, а в 2002 году уже только 37%. Москву, с относительно более благоприятным предпринимательским климатом, также не обошла стороной эта тенденция, правда, затронула ее в гораздо меньшей степени. Число сомневающихся в росте численности работников малых предприятиях за аналогичный период выросло на 10%.
   Такая же противоречивость в прогнозных оценках московских и иногородних участников конференции выявилась в отношении увеличения количества малых предприятий в стране. Баланс мнений (разность долей респондентов, рассчитывающих на «увеличение» и «уменьшение» данного показателя в процентах) у москвичей положительный – «плюс» 24%, а у представителей с мест - отрицательный – «минус» 2%.
   Московские участники опроса в отличие от коллег из регионов с годами увереннее говорят о наращивании объемов производства у малых предприятий. Сегодня баланс мнений у москвичей по этому показателю, по сравнению с 2000 годом, вырос и составил «плюс» 62%. У регионалов, наоборот, баланс заметно снизился и составил в последнем опросе «плюс» 36%.
   Близка к вышеописанной и прогнозная ситуация в отношении освоения малыми предприятиями новых рынков. Баланс мнений у московских участников о возможном освоении новых видов деятельности возрос, по сравнению с 2000 годом, и составил «плюс» 62%, а у иногородних участников конференции баланс снижался и достиг величины в 29% со знаком «плюс». Таким образом, объемы продукции и услуг, в том числе новых, будут расти, но не такими темпами, на какие расчитывали деловые круги в предыдущие годы. Обращает на себя внимание, что хотя объемы продукции (услуг) МП могут расти, пусть и более медленными темпами, сами участники все с большей тревогой говорят о вероятности предстоящего снижения качественных параметров производимой продукции.
   В связи с выявленными весьма сдержанными прогнозами, в отношении качества и конкурентоспособности продукции малых предприятий участниками конференции были высказаны серьезные опасения по поводу ведущихся переговоров о вступлении России во Всемирную торговую организацию. И московские участники, и их коллеги из регионов в подавляющем большинстве считают, что торопиться с этим не следует. За скорейшее вступление в ВТО в целом высказался примерно каждый десятый респондент (11%). 70%, наоборот, предостерегают от поспешных шагов в этом направлении. Обращает на себя внимание, что активнее отстаивают позицию «не торопиться» со вступлением в ВТО те из опрошенных, которые уже установили партнерские отношения с зарубежными контрагентами.
   Серьезным препятствием для роста конкурентоспособности отечественных малых предприятий помимо ранее названных - административных барьеров, налоговых условий, недостаточных финансовых ресурсов - является сегодня недостаточный уровень информационного обеспечения малого предпринимательства.
   Удовлетворение по поводу информационного обеспечения своих предприятий и организаций высказал только примерно каждый пятый опрошенный (23%). В этой связи, информационная проблема становится все более актуальной, и 21% участников опроса отвели ей важнейшее место. Еще две трети опрошенных (64%) называют информационное обеспечение МП в числе других важнейших проблем, а для ее разрешения предлагают провести очередной всероссийский предпринимательский форум и посвятить его всестороннему обсуждению этой темы.
   ИА "Альянс Медиа"