28.01.2003  Месячник экономической дипломатии в Москве

   Вторую неделю подряд в Москве проходят совещания на внешнеэкономическую тему. Хотя состав их участников несколько различается, проблема одна - как сочетать бизнес и дипломатию. На той неделе, напомним, состоялось заседание Госсовета, где обсуждалась внешнеэкономическая деятельность российских регионов. А в эту среду пройдет заседание Российского союза промышленников и предпринимателей /РСПП/. Темы в принципе похожие, только в этот раз героями дня выступают не регионы, а российские компании.
   В обеих встречах очевидна ключевая роль МИД - с выступлением министра иностранных дел Игоря Иванова, и с общей идеей необходимости координации усилий. В первом случае - между дипломатией и регионами, во втором - между дипломатией и союзами предпринимателей. Но и там, и тут разговор в целом - о защите и продвижении интересов отечественного бизнеса на внешних рынках.
   Как сообщают источники из кругов, близких к руководству РСПП, вопросы, которые необходимо рассмотреть на заседании, тут возникают следующего характера.
   Первый - что у страны без правильной дипломатии не будет здорового международного бизнеса, и наоборот.
   Картина тут /для всех стран и народов/ выглядит следующим образом: в стране "икс" политическое влияние посольства /в данном случае - российского/ помогает заключать сделки тем или иным /опять же российским/ национальным компаниям. Торговля с ними становится жизненной частью местной экономики. Это повышает политическое влияние нашей дипломатии и позволяет ей "пробивать" новые проекты. Этот вечный двигатель мог бы работать до бесконечности, если бы не было конкуренции.
   А поскольку она есть, то очень важна деловая репутация, имидж надежного и солидного партнера: это касается и отдельных компаний, и страны в целом. Создается этот имидж как предпринимателями, так и дипломатами, прежде всего их умением сотрудничать.
   1990-е годы дали множество хороших уроков на тему о том, как нельзя работать. Речь даже не о приезде за рубеж "новых русских" из анекдотов и общей черной репутации России в те годы. А дело в том, что нельзя, чтобы даже крупные, серьезные компании вели свои дела в какой-то стране в обход посольства, а потом, в случае проблем, обращались бы туда как в "скорую помощь". Такой подход не работает.
   И тут возникает второй и главный вопрос - координации государственного ведомства /МИД/ и частных предпринимательских кругов. Для чего и созывается встреча в РСПП.
   Суть в том, что координировать усилия дипломатии и бизнеса надо заранее, и даже в плановом порядке. Как это делают во всем мире. Но мир - миром, а как выполнять такую задачу именно в наших условиях, пока неясно. Может быть, решить этот вопрос поможет РСПП, с которым начат диалог, и лично его глава Аркадий Вольский. Может быть - Торгово-промышленная палата и лично Евгений Примаков. Процесс, по сути, только начинается. Причем он выходит далеко за рамки отношений бизнеса лишь с одним министерством.
   На что похожи у нас отношения власти и бизнеса вообще? Где наши приоритеты - защита национального производителя /например, печально известных автомобилей/, или защита национального потребителя? Когда станет ясно, что в борьбе за внешние рынки приоритет российского технологического экспорта, а не только сырьевого - не мечта, а реальность?
   Словом, речь идет о формировании экономической и промышленной политики страны в целом, а не только о взаимоотношениях МИД и российских деловых кругов. В конце концов выработка такой политики - дело не только нескольких чиновников, а процесс, совершающийся "на ходу".
   В принципе, не только в 1990-е, но и сейчас внешняя политика России ведется "на вырост" российского бизнеса, из расчета того, что пока все выторговываемые соглашения вступят в силу, у бизнеса "в целом" - да и у правительства - как раз сформируется внятная внешнеэкономическая стратегия. С таким расчетом Москва стала полноправным членом "Большой восьмерки", ведет переговоры о вступлении в ВТО, разрабатывает концепцию Общего европейского экономического пространства с Евросоюзом и так далее.
   Заметим, что сейчас - время отвоевывания обратно рынков, утраченных в 1990-х годах как по объективным обстоятельствам /развал управленческих структур, да еще и в отсутствие сложившегося частного сектора/, так и по субъективным /добровольный уход с рынков без всяких на то оснований/.
   Действительно, давайте подсчитаем потери в виде тогдашней, в некоторых случаях временной, утраты позиций в странах - традиционных партнерах. Есть потери, кажущиеся неизбежными. Восточная Европа, например, или страны Балтии. Но как оправдать сворачивание работы в Африке и Монголии, кризис начала 1990-х в отношениях с Индией, или сдачу энергетического рынка в Северной Корее американцам в 1994 году, или тогдашние спады торговли с Китаем и соседним с ним регионом - Юго-Восточной Азией, с Сирией и Кубой, и так далее?
   Так что сейчас время внешнеэкономической экспансии после нескольких лет отступления. Вплоть до участия российского бизнеса в приватизации в Грузии и на Украине, Монголии и Белоруссии, Литве и Польше и во множестве других стран /чисто политическая работа, где без межгосударственной дипломатии не обойдешься/. Даже пять лет назад трудно было вообразить, что такое будет происходить.
   Хотя, впрочем, и сегодня заметно, что для российского бизнеса неоткрытыми остаются десятки небольших стран Латинской Америки, Азии и Африки, где существует масса деловых возможностей - и предприниматели других стран их умеют использовать. Это те страны и регионы, где дипломатия продолжает строительство воздушных замков вроде "постоянных переговорных механизмов", "структур экономического сотрудничества" в ожидании заселения таковых российскими бизнесменами с последующей материализацией идей.
   На фоне этих радужных перспектив кажется скучным вопрос, который обсуждают РСПП и МИД: создание постоянного механизма диалога и консультаций с участием Торгово-промышленной палаты и предпринимательских ассоциаций или "горячей линии" с экономическими подразделениями МИД для обсуждения неотложных вопросов. С другой стороны, подобные процессы всегда выглядят неэффектно - так было, например, долгие годы с Евросоюзе, пока в итоге не была образована единая Европа.
   ИА "Альянс Медиа"