03.02.2010  Татарстан: начинающих коммерсантов интересуют прикладные аспекты ведения бизнеса

   "Хотим все знать!" - такова очевидная цель большинства начинающих предпринимателей, мудро желающих использовать на пути к вершинам успеха опыт маститых коллег. "Да кто ж вам бесплатно выложит все тонкости бизнеса!" - в таком духе опытные бизнесмены и представители предпринимательских объединений остудили пыл молодых участников круглого стола по проблемам обучения начинающих предпринимателей, состоявшемся на днях в Торгово-промышленной палате РТ.
   Мероприятие, организованное Союзом молодых предпринимателей РТ при поддержке Комитета по развитию малого и среднего предпринимательства РТ, а также бизнес-объединений республики, наглядно показало срез ситуации в плане информированности начинающих коммерсантов, их умения искать и работать с полученной информацией.
   Показательно, что для многих из присутствующих стало откровением наличие интернет-ресурсов инфраструктурных ведомств по господдержке малого и среднего бизнеса РТ (в частности, сайта Комитета по развитию МСП РТ) и соответствующих порталов (в частности, tatcenter.ru). На указанных ресурсах можно получить подробные ответы на простейшие вопросы по организации и ведению бизнеса, налогообложению, бухгалтерскому учету, участию в грантовых программах поддержки и т.п.
   Заместитель председателя Комитета по МСП РТ Наталья Таркаева рассказала присутствующим, что еще в 2007 году Комитет заявил программу обучения (80% - за счет бюджетных средств) по трем направлениям: начало дела, развитие бизнеса и инновационный менеджмент. Однако, по ее словам, полученный опыт позволяет сделать два простых вывода: предприниматели неохотно слушают теоретические курсы, считая, что все и так знают, и постоянно жалуются на отсутствие времени для обучения. "Я пришла спросить вас, чему и как вы хотели бы учиться?" - задала вопрос аудитории зампред комитета.
   Участники круглого стола, дерзающие на предпринимательской ниве, не замедлили ответить, что их больше интересуют прикладные аспекты ведения бизнеса, некие алгоритмы действий, чем выжимки из законодательства и тем более курсы по отдельным экономическим дисциплинам. Имела место уверенность, что не все, но многие из "бывалых" бизнесменов с радостью поделятся с подрастающим поколением конкурентов наработанными схемами решения проблем и даже связями. Причем большинство участников ратовало за размещение подобной информации в сети Интернет, в частности такое пожелание было высказано в адрес сайта Комитета по развитию МСП РТ.
   В ответ Наталья Таркаева пояснила, что формат Электронного правительства достаточно жестко регламентирует контент ресурса комитета (в частности, не позволяет организовать "обратную связь"), и порадовала слушателей сообщением, что скоро заработает новый, расширенный ресурс biz.tatar.ru, где будет все. Тем временем молодые предприниматели один за другим заявили, что не доверяют качеству и оперативности оказания услуг государственными органами, в связи с чем вынуждены обращаться к помощи коммерческих "фирм-полипов" (тех, что всегда окружают любую платную, но "медленную" госуслугу более платной, но более оперативной). А один из участников, представляющий компанию с говорящим названием "Успех", заявил без обиняков: "Никогда не обращусь за дополнительным обучением к государству: оно как-то вяло это делает".
   Председатель Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ Хайдар Халиуллин подчеркнул, что предприниматель - это образ жизни и мышления, и обучиться этому трудно. Тем не менее он выразил готовность сотрудничества и привлечения экспертов ассоциации к различным обучающим программам. Исполнительный директор ТРО ОПОРА РОССИИ Артем Наумов отметил, что для качественного обучения нужны деньги, а у государства они ограничены, и предложил консолидировать на сайте Комитета по МСП РТ элитные и распространенные методики обучения, сдобренные практическими рекомендациями. В свою очередь зампредседателя правления ТПП РТ Артур Николаев весьма "жизненно" напомнил: "Опыт успешных предпринимателей - это их наработки! Они не хотят и не будут делиться с вами, а если будут, то за очень большие деньги".
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Время и деньги"