22.05.2012  ФАС обвинили в «двойных стандартах» в сфере госзакупок

   Национальная ассоциация институтов закупок (НАИЗ) провела мониторинг закупок Федеральной антимонопольной службы. Аудит выявил несоответствие реальной закупочной практики ФАС критериям эффективности и требованиям 94-ФЗ.
   Экспертами был проведен выборочный анализ закупок ФАС за полгода (4-й квартал 2011-го – 1-й квартал 2012-го) с ценой контрактов свыше 1 млн руб. В выборку вошли 12 закупок на общую сумму 79,6 млн руб. Проведенный контрактный аудит выявил несоответствие реальной закупочной практики ФАС и той роли, на которую претендует ведомство. Прежде всего, согласно исследованию НАИЗ, ФАС грубо нарушила собственные нормы 94-ФЗ, разместив заказ без обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
   Чрезвычайно высокой оказалась у ФАС доля закупок «у единственного источника». Так, шесть закупок (половина выборки), денежный объем которых составил 55,7 млн руб. (70% от общей суммы размещенных заказов), прошли в режиме одной заявки либо заявки всех участников, кроме одной, были отклонены.
   «Проверка показала, что ФАС, будучи регулятором, сама проводит закупки неконкурентным способом», – заявил генеральный директор НАИЗ Сергей Габесто. При этом, по мнению эксперта, данная неэффективная система сейчас внедряется путем поправок и в Федеральную контрактную систему (ФКС), разрабатываемую МЭР и которая должна прийти на смену 94-ФЗ, регулирующему сейчас сферу госзакупок.
   Предложенные нововведения, по которым ФАС может приостановить торги по жалобе одного из участников или даже любого постороннего юридического лица, эксперт назвал вмешательством в конкуренцию. С другой стороны, роль ведомства в торгах, которые, как оказывается, оно само ведет с нарушениями закона, существенно возрастает.
   «В итоге конкуренции вообще не будет, поскольку заинтересованные компании смогут саботировать результаты торгов под ширмой общественного контроля, – продолжает г-н Габесто. – В выигрыше прежде всего останутся чиновники ФАС, которые сохранят свое влияние благодаря роли арбитра в спорах по торгам».
   С другой стороны, говорить о наличии криминала в действиях ФАС преждевременно, учитывая, что формально все процедуры проводились по закону. «Самое интересное, что все проверенные закупки делались в строгом соответствии с ныне действующим 94-ФЗ», – заявил «» эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. По мнению аналитика, существующий механизм госзакупок нужно дорабатывать, не противопоставляя 944-ФЗ и ФКС.
   «То, что подобные нарушения были найдены у ФАС, – это негативный фактор, так как регулятор должен быть «образцом для подражания», – сказал аналитик инвестиционной компании Антон Сафонов. Тем не менее, по его мнению, проверка едва ли приведет к каким-либо изменениям или санкциям против ведомства, хотя и прекрасно отражает общую ситуацию в секторе госзакупок.
   Эксперты сходятся во мнении, что такие примеры наглядно демонстрируют необходимость создания в России системы гарантий и условий для общественного контроля за публичными закупками и дальнейшей доработки законодательства в сфере госзакупок.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Новые известия"