22.05.2012  Переговоры о присоединении РФ к ОЭСР могут завершиться в 2013 году

   Завершение переговоров о присоединении России к Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) можно ожидать весной 2013 года, заявил журналистам замдиректора департамента торговых переговоров Минэкономразвития РФ Владимир Ткаченко.
   "Общая стратегия - по-максимуму закрыть осенью переговоры с комитетами. Задача-максимум - закончить весной 2013 года переговорный процесс", - сказал он.
   По его словам, осенью текущего года ожидается подведение ряда промежуточных, а по некоторым направлениям - окончательных результатов переговоров.
   "Завершение дискуссии оформляется рекомендацией соответствующего комитета Совету ОЭСР, что страна-кандидат - в данном случае Россия - с точки зрения комитета соответствует требованиям ОЭСР. Потом Совет собирает заключения всех комитетов, выносит решение, и страна-кандидат приглашается присоединиться к Конвенции ОЭСР и подписать соответствующие документы", - сказал замдиректора департамента.
   Затем, по его словам, будет формальное подписание документов с последующей ратификацией в РФ.
   "Выгоды от присоединения и к ВТО, и к ОЭСР в том, что мы получили современное конкурентное законодательство, получаем доступ к экономической экспертизе, а также участвуем в разработке рекомендаций (ОЭСР - ред.) для решения проблем", - полагает Ткаченко.
   За последние год-полтора, отметил Ткаченко, ОЭСР определила ряд норм, регулирующих различные сферы деятельности, на основе которых будет оцениваться готовность РФ присоединиться к организации. По его словам, российская сторона ведет работу со всеми 22 комитетами ОЭСР (с учетом рабочих групп - 27 площадок).
   "Там, где есть расхождения, мы берем переходные периоды, в течение которых будут внесены изменения в законодательство, так чтобы привести его в соответствие с нормами ОЭСР. С учетом членства РФ в Таможенном союзе и того, что ряд вопросов переданы на наднациональный уровень, в частности, вопросов технического регулирования, уже сегодня возникла необходимость предварительно решать эти вопросы в рамках ТС, а затем договариваться с ОЭСР", - продолжил замглавы департамента МЭР.
   Он напомнил, что в начале 2012 года правительством был разработан и одобрен план законодательной работы, который предусматривает внесение изменений в законодательство в соответствии с требованиями ОЭСР.
   "С рядом комитетов мы уже подошли к концу дискуссии - комитет по труду, комитет по научно-технической политике, комитет по конкуренции. Это достаточно крупные направления, где выявлено достаточно высокое соответствие российского законодательства и правоприменения требованиям ОЭСР", - сообщил Ткаченко.
   По его словам, комитет по торговле ОЭСР взял паузу до окончательного присоединения РФ к ВТО, и предполагает осенью провести первое формальное обсуждение вопросов присоединения.
   Как сообщил Ткаченко, российской стороне еще предстоит работа в целом ряде комитетов. "Это экология. Очень большой объем законодательства и нормативных актов ОЭСР лежит в сфере экологии и оборота химических товаров, это примерно половина из того что нам предложено для присоединения", - сказал он.
   По словам замдиректора департамента, разработан отдельный план изменения российского законодательства в области экологии. В целом по экологическим вопросам есть план с переходными периодами от двух до восьми лет. "С Минприроды проведена большая работа, мы берем на себя обязательства (за этот период - ред.) принять законы, создать институты", - сказал он.
   Это касается, в частности, внедрения экономических показателей в экологической политике, экологических норм в деятельности правительства (госзакупки, экспортные кредиты, господдержка, и целый ряд других направлений). Специалисты ОЭСР в свою очередь будут отслеживать, как Россия будет исполнять принятые обязательства.
   Второе направление - оборот химической продукции. Основной камень преткновения - жесткое требование ОЭСР, чтобы Россия признавала данные испытаний лабораторий, аккредитованных по принципу надлежащей лабораторной практики (инструмент ОЭСР, в котором участвуют в том числе ряд стран, не входящих в ОЭСР, и который содержит набор требований к лабораториям, и данные испытаний таких лабораторий признаются без повторного испытания).
   "Это облегчает взаимную торговлю, распространение технологий, движение химических товаров, но для нас это связано с рисками, поскольку в России нет ни одной лаборатории, аккредитованной таким образом. Мы сейчас делаем оценку последствий для наших лабораторий и как это повлияет на химическую промышленность", - отметил Ткаченко. Про его словам, в переходном периоде было отказано, и это требование должно выполняться с момента присоединения.
   Среди других спорных вопросов - налоговая система. Россия присоединилась к Конвенции по административной помощи по налоговым вопросам, в соответствии с которой необходимо решить вопрос с предоставлением налоговым органам информации о банковских вкладах физических лиц. Соответствующие поправки в Налоговый кодекс уже подготовлены, но этот вопрос, скорее, политический, отметил Ткаченко.
   Кроме того, остается работа в сфере борьбы с коррупцией, по вопросу участия государства в экономике, по приватизации и защите прав инвесторов. Причем работа Минэкономразвития в сфере корпоративного управления, снятия административных барьеров, находится на одном уровне со странами ОЭСР, указал Ткаченко.
   Отдельной темой для дискуссии Ткаченко назвал пенсионную систему РФ, где существует много нерешенных вопросов и развилок. "Надеюсь, к осени будут приняты ключевые решения, и дискуссия продолжится", - сказал он.
   Как сообщил Ткаченко, 23-24 мая в Париже пройдет ряд важных мероприятий ОЭСР с участием представительной российской делегации.
   В частности, состоится заседание Совета ОЭСР на уровне министров - высшего органа ОЭСР, который собирается один раз в год. Кроме министров стран-членов ОЭСР во встрече планируется участие комиссаров Европейской комиссии, главы Всемирной торговой организации Паскаля Лами, представителей общественности. Российскую делегацию возглавляет замминистра экономического развития РФ Алексей Лихачев. Планируется, что на совете будет представлен традиционный экономический обзор ОЭСР.
   Другое важное мероприятие - Форум ОЭСР, на который приглашаются политики, ученые, представители ведомств.
   Отдельно в закрытом режиме, с участием директората ОЭСР и представителей бизнеса - членов клуба долгосрочных инвесторов организации, предполагается обсудить меры по улучшению инвестиционного климата в России.
   "В повестку дня вынесены формирование финансового центра (в Москве - ред.), устойчивые безопасные инвестиции, борьба с коррупцией, совершенствование государственного управления, корпоративного управления и так далее", - сообщил Ткаченко, добавив, что это мероприятие будет иметь вид неформальной беседы. К участию приглашены представители ряда организаций - Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ), ВЭБа, Федерации независимых профсоюзов России, Агентства стратегических инициатив и других.
   В открытом режиме в ходе форума планируется обсудить место России и ее видение в глобальном мире, а также планы нового правительства в этой области.
   "Ключевые моменты нашей внешнеэкономической стратегии были заявлены в предвыборных статьях президента, обсуждались на разных площадках, мы готовили разные наработки, поэтому здесь понимание что сказать есть, и мы изложим основные подходы российского руководства к этим вопросам", - сообщил Ткаченко.
   Кроме того, 23 мая запланировано подписание документов по присоединению РФ к Агентству по атомной энергии ОЭСР (организация работает с 50-х годов, Россия до сих пор участвовала в работе как наблюдатель). С российской стороны соглашение подписывает Росатом.
   Как подчеркнул представитель МЭР, Россия сможет получить доступ к большой информационной базе агентства, включая научные и технологические разработки, к стандартам безопасности в области атомной энергетики. Кроме того, это будет способствовать продвижению российского экспорта наукоемких технологий, в частности, в области атомной энергетики.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам РИА "Новости"