18.05.2012  Как бизнес зарабатывает на протестных настроениях

   По данным социологических опросов, большинство участников протестных акций – люди с высшим образованием в возрасте 25–39 лет. Они имеют средний или выше среднего доход, но их бунт может оказаться «хлебным» для предпринимателей, которые готовы предложить им то, что сделает протест ярче, интереснее и удобнее.
   К примеру, издательство «Альпина нон-фикшн» рассматривает возможность издать стихотворения казахского поэта Абая Кунанбаева. В мае он стал известен миллионам россиян благодаря тому, что у его памятника на Чистых прудах девять дней располагался лагерь оппозиции под лозунгом «ОккупайАбай». Именно в это время многие протестующие и прочли стихи поэта, который издавался на русском так давно, что его книги с трудом можно найти даже в букинистических магазинах. Когда лагерь был разогнан и «белым ленточкам» пришлось переносить его в другое место, они уже цитировали Абая наизусть: «Угоняйте на новое место табун, не беда, если вам не придется поспать».
   Однако в целом всплеска интереса к «оппозиционной» литературе не наблюдается, говорит PR-менеджер книжного магазина «Москва» Евгения Черкасова. Один из лидеров продаж среди таких книг – «Азбука протеста». В ней собраны образцы народного плаката с 15 митингов и акций, проходивших в Москве и Санкт-Петербурге с декабря 2011-го по апрель 2012 года. Но и у «Азбуки протеста» скромные продажи - она продается реже, чем одна книга в день.
   Наиболее активно протестные настроения общества используют модельеры. Так, дизайнер Андрей Логвин объявил на своем сайте «полный и бесповоротный сейл футболок» с надписями на злобу дня. Например, с такими: «Все, что мне нужно, – это доброе слово, теплая постель и безграничная власть», «Государство – это я», «Если Россия такая единая, то почему я такой одинокий?».
   Андрей Логвин рассказал, что, придумывая коллекцию, он хотел избегать четких лозунгов и «подсмеиваться над ситуацией с общечеловеческих гуманных позиций». Дизайнера ждал, по его словам, «маркетинговый провал». «Я много раз выходил на митинг с рюкзаком маек, чтобы их продать, но, когда я попадаю в эту ситуацию, я понимаю, что не могу их продавать, и начинаю просто раздавать, – рассказал он. Когда же г-н Логвин пытается рекламировать «гражданскую» одежду в протестных сообществах в соцсетях, их координаторы безжалостно удаляют его сообщения, полагая, что это бизнес «на крови».
   Футболку с надписью «63,6% прозрачности» (именно столько процентов голосов набрал на выборах президента Владимир Путин) выпустила дизайнер Катя Добрякова. Как сообщили в бутике, где продаются ее вещи, спрос на майку, которая стоит шесть тыс. рублей, есть.
   Дизайнера Александра Арутюнова протестное движение вдохновило создать блог «Мода на баррикадах». В нем он призывает оппозиционеров «митинговать красиво». Дизайнер советует, как создать «образ правильного революционера», «образ современной революционерки» и «как одеть ребенка на митинг». Однако за это борцам за демократию придется заплатить далеко не демократичную цену. Например, среди аксессуаров, которые г-н Арутюнов считал «особенно необходимыми» в феврале, – перчатки за 20 тыс. рублей, рюкзак за 19 тыс., сапоги за 38 тыс., шерстяные носки за тысячу. На митинге «За честные выборы», прошедшем 4 февраля, дизайнер раздавал красивым и модно одетым девушкам белые ленточки со стразами.
   В интернет-магазинах можно купить вещи с символикой «Стратегии-31» – серии акций, которые оппозиция проводила в защиту 31-й статьи Конституции с 2009 года. Продаются самые разнообразные вещи с цифрой «31» – майки, толстовки, кепки, значки, брелки, блокноты, флеш-карты, кружки, коврики для мышки, магниты на холодильник. Предлагаются также футболки со словом «Хорек» и другие вещи с изображением этого животного. Грызун стал символом «Стратегии-31» после того, как «Жемчужный прапорщик» – питерский милиционер, избивая демонстрантов, называл их хорьками.
   Как символ протеста может продаваться не только одежда и аксессуары, но и все что угодно. Например, интернет-магазин карнавальных костюмов предлагает за 900 рублей маску Гая Фокса (маску этого английского дворянина, жившего в XVI веке, использовал герой-анархист в фильме «V значит Вендетта». Позже она стала символом протестного движения на Западе). Как сообщается на сайте магазина, ее можно надеть «на демонстрацию, день рождения, митинг, тематическую вечеринку, хеллоуин».
   В московских магазинах также можно найти копилку в виде орущего омоновца, который держит в одной руке дубинку, а другой рукой показывает на нее. Перед выборами сеть кафе «Кофеин» предлагала кофе, который был посыпан корицей в виде портретов Владимира Путина и Михаила Прохорова. Украинское издательство «Инспайрд Би» выпускало для украинского и российского рынков туалетную бумагу с портретами таких политиков, как Владимир Путин, Александр Лукашенко, Джордж Буш и олигарх Борис Березовский.
   По словам эксперта «Лаборатории Касперского» Марии Наместниковой, протестные настроения в декабре стали использовать и спамеры. Они начинали письма с того, что призывали адресатов идти на митинг, после чего рекомендовали «подготовиться» и приобрести флаги, растяжки и другие атрибуты протеста.
   Как рассказал политолог Павел Салин, успешно зарабатывают на протестных настроениях профессиональные провокаторы. «Это настоящий бизнес, – поясняет политолог. – Как и предприятие общепита, они обслуживают любого клиента, который платит. Их услуги может оплачивать как власть, так и оппозиция». По словам г-на Салина, власть может нанимать провокаторов для участия в акциях оппозиции и наоборот. Просто выйти на митинг стоит несколько сотен рублей, подраться с ОМОНом – несколько тысяч.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Новые известия"