18.05.2012  Минпромторг: зачем нам строить лайнеры, если можно построить буровую?

   «Зачем нам строить лайнеры, если нам можно построить буровую и получить за нее больше денег? Те, кто делает лайнеры, буровую в жизни не построят. А бросаться и любыми силами строить пассажирский лайнер нам не нужно», – объясняет госполитику в области пассажирского судостроения замдиректора департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России Андрей Курасов.
   Речной пассажирский флот России уже давно пора обновить. Печальный опыт теплохода «Булгария» однозначно намекнул на эту необходимость. Казалось бы, строительство теплоходов – это то, чего не хватает рынку. Однако у правительства на этот счет другие взгляды. Строительство теплоходов не входит даже в Стратегию развития судостроения до 2020 года. А это значит, что этот сегмент российского рынка по-прежнему будет отдан на откуп западным компаниям.
   В: Складывается такое впечатление, что акцент делается только на ледокольный флот, а до рынка пассажирских лайнеров у государства руки не доходят. Почему так происходит?
   О: Во всех отраслях есть маркетинговая работа. Мы прекрасно научились строить суда для арктического шельфа и ледоколы. Мы же не пытаемся сейчас выйти на рынок мобильных телефонов, которыми все пользуются. Это, наверное, будет долго и дорого.
   Когда мы просуммировали потребности в судах всего рынка, то поняли, что к 2020 году рынку необходимо будет 100 тыс. единиц различных типов судов. Но мы со своими 40 заводами не сможем покрыть все потребности рынка, а в состоянии удовлетворить лишь не более 20% спроса. Поэтому из всего массива мы выбрали самый эффективный кусок, которым является для нас строительство сложных судов ледового класса.
   Зачем нам строить лайнеры, если нам можно построить буровую и получить за нее больше денег? Те, кто делает лайнеры, буровую в жизни не построят. А бросаться и любыми силами строить пассажирский лайнер нам не нужно. Суда для освоения арктического шельфа – это самое интересное для нас. Там действительно существует реальная потребность у Газпрома, Роснефти.
   В: Но есть же спрос на теплоходы?
   О: Потребность не столь большая. Ходят эти лайнеры по 50 лет. Дело в том, что турбизнес в этой сфере у нас несильно развит, поэтому турагентства из экономической эффективности приобретают старые суда. Пока заказчики к нам даже не обращаются. Дешевле купить лайнер за границей. Тратить силы на то, что в мире кем-то хорошо делается, экономически нецелесообразно.
   В: На какие гражданские суда сейчас самый большой спрос?
   О: На нефтетанкеры, сухогрузы, контейнеровозы, газовозы, продуктовозы – транспортные суда. Спрос на такие суда во всем мире исчисляется десятками миллиардов долларов в год. Сейчас мы строим 10 сухогрузов, необходимо построить более 100 судов в ближайшее время. Есть огромная потребность в обновлении рыбопромыслового флота. В ближайшее время необходимо заменить 80% парка рыбопромыслового флота. Это значит, что через пять лет теоретически нам надо построить 1,5 тыс. рыбопромысловых судов.
   В: Какие планы на будущее?
   О: По нашим оценкам, до 2020 года мы потратим на развитие судостроения 1,5 трлн рублей. За это время мы должны произвести порядка 1,4 тыс. судов – это и ледоколы, и научно-исследовательские суда, плавучие атомные станции, суда рыбопромыслового флота, морские паромы, танкеры, морская техника для освоения арктического шельфа.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Взгляд"