18.05.2012 Депутаты и бизнес обсудили проблемы саморегулирования в России 17 мая Комитет Государственной Думы по вопросам собственности провел совместно с Министерством экономического развития РФ парламентские слушания на тему: "Законодательное обеспечение саморегулирования в России: опыт и перспективы развития". В слушаниях приняли участие депутаты Государственной Думы, представители Министерств экономического развития, финансов, транспорта, регионального развития, сельского хозяйства, МЧС, Счетной палаты, Федеральной Регистрационной службы, Федеральной налоговой службы, Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты РФ, предпринимательских и саморегулируемых организаций, региональных органов государственной власти. Как сообщает пресс-служба Госдумы, в ходе слушаний на основе открытого диалога представителей государственной власти, бизнес-сообщества, саморегулируемых организаций и их национальных объединений, а также отраслевых союзов и ассоциаций Российской Федерации была сделана попытка определить основные направления изменений в законодательстве о саморегулируемых организациях. Мониторинг состояния механизмов саморегулирования и складывающейся правоприменительной практики в отдельных отраслях экономической деятельности, проводимый Комитетом по вопросам собственности совместно с Минэкономразвития России, обсуждение ситуации на 2-м Всероссийском Форуме саморегулируемых организаций «Саморегулирование в России: опыт и перспективы развития» подтверждают тот факт, что, несмотря на свою молодость саморегулирование состоялось как правовой и экономический факт. Участники парламентских слушаний отметили актуальность темы слушаний. Они подчеркнули, что с принятием базового федерального закона № ФЗ-315 от 1 декабря 2007 года "О саморегулируемых организациях" были заложены принципиально новые правовые возможности формирования профессиональных стандартов и правил деятельности, а также механизмов ответственного контроля за их соблюдением не только у бизнес-сообществ из отраслей, чья деятельность регулируется самостоятельными законами. Такую же возможность получили и некоммерческие объединения представителей отраслей, чья деятельность регулируется множеством подзаконных актов или вовсе не регулируется с точки зрения выработки требований к качеству, гарантии соблюдения стандартов перед потребителем. К настоящему времени накоплен значительный опыт функционирования саморегулируемых организаций (СРО) в различных отраслях российской экономики. Согласно статистическим данным, в стране зарегистрировано более 900 организаций в различных сферах деятельности, получивших статус саморегулируемых, охватывающих более 20 видов профессиональной и предпринимательской деятельности, государственную регистрацию которых осуществляют 7 федеральных органов исполнительной власти. На слушаниях отмечалось, что вместе с тем, зачастую представители профессионального сообщества в уже действующих объединениях бизнеса, получивших статус саморегулируемых организаций, не всегда понимают, как использовать эти механизмы, что является серьезной проблемой дальнейшего становления институтов саморегулирования. С одной стороны, такая ситуация является отражением того, что на данном этапе развития регулирования экономики в стране всего лишь созданы предпосылки для формирования органов регулирования не путем назначения в административном порядке, а путем инициативных и ответственных действий наиболее активного слоя профессионалов. И поэтому важно для государства и бизнеса с самого начала избежать ситуации, когда государство обращается к обезличенному рынку или к наиболее крупным и «важным» его представителям, которые далеко не всегда руководствуются интересами отрасли. Но с другой стороны, это отражение необходимости обеспечения законодательного единства подходов, минимальной кодификации всех форм регулирования предпринимательской и профессиональной деятельности во избежание наметившегося «разваливания» модели СРО в угоду отраслевому и ведомственному лоббизму. Комитет по вопросам собственности исходит из понимания, что саморегулируемая организация - это инструмент государственного регулирования, максимально прозрачно и жестко структурированный законом, с четко прописанным функционалом и единым набором квалифицирующих требований. Поэтому нормативные требования к структуре саморегулируемой организации и системе взаимоотношений саморегулируемых организаций с представителями своей отрасли и органов власти, должны быть регламентированы даже с большей степенью детализации, чем регламентация деятельности органов власти. Во всяком случае, такая регламентация обязательна на первых этапах становления институтов саморегулирования. Учитывая важность проблемы развития нормативно-правовой базы создания и дальнейшего развития принципов саморегулирования, их значимости как одного из основных условий дальнейшей дебюрократизации экономики страны в рамках решаемых задач дальнейшего экономического роста, участники слушаний считают необходимым рекомендовать Государственной Думе активизировать работы по кодификации правовых норм саморегулирования на базе Комитета по вопросам собственности как профильного комитета в вопросах формирования законодательной базы в сфере общих и специальных механизмов регулирования предпринимательской и профессиональной деятельности. Правительству РФ рекомендовано доработать и согласовать с заинтересованными ведомствами поправки к законопроекту № 126184-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О саморегулируемых организациях" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и внести их в Государственную Думу. ИА "Альянс Медиа" |