29.10.2007 Нижегородская область: бизнес готов сотрудничать с учреждениями профобразования В ТПП Нижегородской области состоялось внеочередное заседание Координационного совета ТПП Приволжского федерального округа, в рамках которого участники обсудили вопросы развития профессионально-технического образования в регионах ПФО. Итогом заседания стали конкретные предложения в адрес Правительства Российской Федерации и Государственной думы. В заседании приняли участие помощник полномочного представителя Президента РФ в ПФО Беслана Барганджия, заместитель директора департамента по работе с территориальными палатами ТПП России Дмитрий Кузьмин, председатель Координационного совета ТПП ПФО, генеральный директор ТПП Нижегородской области Дмитрий Краснов, заместитель министра образования Республики Татарстан Альберт Гильмутдинов, президент ТПП Чувашской Республики Игорь Кустарин, министр образования и молодежной политики Чувашской Республики Галина Чернова, министр образования Самарской области Дмитрий Овчинников, заместитель директора департамента образования Нижегородской области Николай Бабанов и другие. По словам председателя Координационного Совета ТПП ПФО, генерального директора ТПП Нижегородской области Дмитрия Краснова, сегодня в Нижегородской области наблюдается дефицит рабочих кадров. Прием на обучение рабочим профессиям также сократился с 12,7 тыс. чел в 2005 году до 8,8 тыс. чел в 2007 году. «Большой проблемой является отсутствие желания работать у станка. Рабочая профессия перестала быть почетной, мы потеряли уважение к ней, к сожалению», - отметил Дмитрий Краснов. О реформировании системы профессионального образования Республики Татарстан рассказал заместитель министра образования и науки РТ Альберт Гильмутдинов. В качестве основных преобразований были названы формирование образовательных кластеров, работа в рамках соглашений между бизнес-сообществом, правительством республики и учреждениями профессионального образования, переход на автономный режим работы образовательных учреждений и создание наблюдательных советов, бюджетное финансирование подготовки кадров, модернизация содержания и технологий обучения, совершенствование нормативной базы в сфере профобразования. Как сообщил Альберт Гильмутдинов, в республике выделено 14 образовательных кластеров по отраслям экономики, в составе каждого кластера – отраслевое министерство, базовый вуз отрасли, учреждения начального и среднего профессионального образования, учебные центры предприятий. Альберт Гильмутдинов также подчеркнул, что профессиональное образование тесно связано с гармонизацией пожеланий учащихся и работодателей. Результаты анкетирования более 10 тысяч старшеклассников показали, что их ожидания составляют прежде всего гарантия трудоустройства (66,7 %), возможности карьерного роста (51,7%) и льготные условия поступления в вуз на бюджетное место (51,6%). В свою очередь, бизнес ждет от профессионального образования сокращения сроков обучения, возможность влиять на образовательную политику в плане гибкости изменения программ и усиления практической составляющей обучения, а также гарантию того, что выпускник придет работать к работодателю, оплатившему его обучение. Заместитель директора департамента образования Нижегородской области Николай Бабанов видит дальнейшее сотрудничество предприятий с учреждениями профессионального образования в следующих формах: заключение прямых договоров на подготовку специалистов, участие в днях открытых дверей, ярмарках вакансий, организация конкурсов студенческих работ и поощрение лучших студентов, организация стажировок, практик на предприятиях, проведение регулярных учебных семинаров, спецкурсов силами работников предприятия, участие в финансировании учебных лабораторий. Министр образования и молодежной политики Чувашской Республики Галина Чернова ознакомила участников заседания с моделью социального партнерства, выстроенной в рамках развития системы подготовки кадров в Чувашии. «Благодаря реализации модели на практике учреждения профессионального образования смогли перейти к системе подготовки кадров на договорной основе. Сегодня в профессиональных училищах доля обучающихся на основании прямых договоров с работодателями составляет 60%. За последние 5 лет количество предприятий, с которыми заключены договоры на подготовку кадров возросло в 3,5 раза», - отметила Галина Чернова. Еще одной формой взаимовыгодного сотрудничества системы профессионального образования и бизнес-структур в Чувашской Республики стала экспертиза содержания обучающих программ наиболее востребованных профессий работодателями, сертификация уровней квалификации на соответствие требований профессиональных стандартов, создание механизма независимой аттестации выпускников. Президент ТПП Чувашской Республики Игорь Кустарин вынес на обсуждение свои рекомендации, в частности, проводить совместно с ТПП мониторинг изменения спроса на рынке труда путем анализа заявок предприятий в службу занятости, учебные заведения, частные биржи труда, организовать систему информирования предприятий о возможностях учреждений профессионального образования (в разрезе профессий). Кроме того, Игорь Кустарин считает целесообразным введение регионального компонента в программы профессионального образования, разработку новых стандартов с учетом современных технологий и форм организации труда, формирование регионального заказа на подготовку кадров и конкурсный порядок его размещения в учреждениях профессионального образования, особенно для регионально значимых профессий, востребованность по которым превышает предложения учреждений профобразования. Участники заседания подготовили проект резолюции, в которой, в частности, считают необходимым обратиться в Правительство Российской Федерации и Государственную думу с просьбой совместно с ТПП РФ и РСПП разработать систему мониторинга текущих потребностей и прогнозирования перспективных потребностей рынка труда в квалифицированных рабочих и специалистах, разработать профессиональные стандарты подготовки специалистов по областям деятельности с участием предприятий и образовательных учреждений. ИА "Альянс Медиа" |