16.07.2010 Как привлечь прямые иностранные инвестиции? Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику РФ и пути их решения обсуждались на заседании подкомитета по прямым иностранным инвестициям Комитета ТПП РФ по инвестиционной политике. Как отметил председатель подкомитета Сергей Тишкин, в условиях, когда мировой финансовый кризис продолжает оказывать негативное влияние на экономическое развитие большинства стран мира, тема поиска новых источников инвестиций и финансирования предпринимательской деятельности приобретает все большую актуальность. Но требуются новые нестандартные подходы в этой сфере. По словам С.Тишкина, Россия по-прежнему имеет свои национальные особенности и выделяется как страна с массой деловых возможностей, привлекательная для инвесторов. В течение последних лет наша страна вошла в число ведущих стран по инвестиционной привлекательности. Уникальность ситуации в кризисное время заключается в том, что стратегические инвесторы вынуждены переосмысливать свою инвестиционную политику, обращая внимание на вечные ценности: земля, вода, углеводороды и другие природные ресурсы, которыми так сильна Россия. Тем не менее даже в новых условиях круг инвесторов, реально вкладывающих средства в экономику России, все еще узок. Причины, как отметил С.Тишкин, связаны с застарелыми проблемами, препятствующими принятию инвестиционных решений и желанию долгосрочно работать в России. Среди них: неотрегулированность корпоративного права и отношений собственности, в частности, на землю; низкий уровень развития многих элементов рыночной инфраструктуры, слабая развитость и изношенность энергетической, производственной и транспортной инфраструктуры; различия российской и западной систем бухучета; низкое качество корпоративного управления; произвол естественных монополий в вопросе урегулирования цен на предоставляемые услуги; отставание процесса введения электронного документооборота и принятие техрегламентов; несовершенство процедуры привлечения и сопровождения иностранных инвестиций; тотальная коррупция и множество бюрократических барьеров. Вышеизложенное, по мнению председателя подкомитета, указывает на то, что никаких существенных изменений, направленных на улучшение инвестиционного климата, не произошло. «Пришло время проявлять частно-предпринимательскую инициативу в этом вопросе», - считает С. Тишкин. Он обозначил ряд неотложных мер по улучшению инвестиционного климата. Первоочередная из них – создание специализированной структуры в виде агентства или центра по привлечению и сопровождению инвестиций. Помимо этого - создание «одного окна» для инвестров, создание и постоянная актуализация базы данных инвестиционных проектов в каждом субъекте РФ, введение целого ряда инвестиционных льгот, упрощение иммиграционного режима и ряд других. Проблема, по мнению С.Тишкина, в дефиците информации: потенциальный инвестор не знает о проектах, а потенциальные реципиенты не владеют данными о том, как меняется структура инвестиций в мире, в частности, под влиянием глобальных перемен в мировой экономике. Он отметил, что потенциальные инвесторы сегодня находятся не в Европе, а в странах Восточной Азии, а европейский рынок сам становится объектом инвестирования. Есть еще одна проблема, которую, по его мнению, нужно решать на уровне экспертов и комиссий ТПП федерального и регионального уровня, - это слабость предлагаемых для инвестирования проектов. Как правило, они не содержат полной информации, в которой очень заинтересован инвестор, бизнес-план прописан очень плохо, а о том, что ждут от проекта на выходе, остается только мечтать. Стоит отметить, что этой проблеме уделили внимание большинство выступавших. В частности, руководитель Центра инноваций в бизнесе «Управление знаниями» Вячеслав Бычков отметил, что, для того чтобы привлечь инвестиции, необходимо повысить эффективность предлагаемых проектов. По его мнению, без помощи специалистов тут не обойтись, нужна сеть инвестконсультантов по всей России, нужна современная технология прогнозирования рынка. Ссылаясь на собственный опыт сопровождения проектов, В. Бычков отметил, что, как правило, они строятся на принципе «нужны деньги на 2 года на то-то и то-то», но такого понятияе, как стратегическое видение проекта, не существует. Отсюда - отсутствие продуманной системы сбыта продукции и маркетингового обоснования. То есть фактически авторы проекта не могут толком разъяснить, что будет делать компания через 5 лет. Это, безусловно, огромный минус для потенциального инвестора. Особенно если учесть, что для инвесторов из ОАЭ, активно вкладывающих средства, в том числе в создание живых систем и прочих необходимых человечеству ресурсосберегающих инноваций, такой стратегический план выстроен на 80 лет вперед. То есть к периоду, «когда закончится нефть». Кстати, как сообщил стратегический советник генерального директора Invest AD, Abu Dyabi Invest Company Михаил Давыдов, такая 80-летняя стратегия выстроена не только на уровне крупных инвестиционных компаний, но и на уровне государства. ИА "Альянс Медиа" |