16.05.2012  Эффективность работы инфраструктуры поддержки МСП в СФО

   В Красноярске состоялось заседание Экспертно-консультативного совета по малому и среднему предпринимательству при полномочном представителе Президента РФ в Сибирском Федеральном округе на тему «О повышении эффективности деятельности органов исполнительной власти регионов Сибирского Федерального округа и организаций инфораструктуры поддержки развития малого и среднего предпринимательства», на котором присутствовали полномочный представитель Президента РФ в СФО Виктор Толоконский, губернатор Красноярского края Лев Кузнецов, начальник департамента по экономической и социальной политике аппарата полномочного представителя Президента РФ в СФО Елена Репина-Гаврикова, президент НГ ТПП Юрий Бернадский, президент ТПП Республики Хакасия, председатель Форума ТПП Сибири Серж Адамян, председатель НП «Объединение предпринимателей Республики Алтай» Михаил Еграшев, ген.директор ОАО «Красноярское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса» Андрей Первухин, председатель Новосибирского регионального отделения «ОПОРА России», директор ЗАО «Новосибирская медкорпорация» Ольга Незамаева, исполнительный директор Фонда микрофинансирования Новосибирской области Александр Кангро, председатель Совета директоров ЗАО Инновационная бизнес-группа, председатель правления РОО Омской области «Ассоциация развития малого и среднего предпринимательства» Вадим Морозов, управляющий Омским региональным Фондом поддержки и развития малого предпринимательства Вячеслав Федюнин, зам. председателя Регионального отделения работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Красноярского края» Тарас Яскевич, а также представители инфраструктуры поддержки предпринимательства в СФО, всего 45 человек.
   Со вступительным словом к присутствующим обратился губернатор Красноярского края Лев Кузнецов, подчеркнув, что, несмотря на доминирование крупных производственных предприятий в крае, вопрос поддержки малого и среднего бизнеса (МСБ) является основным, так как именно он является той «подушкой безопасности», которая может смягчить социальное напряжение во время кризисов. По количеству людей занятых в МСБ – Красноярск на втором месте после Новосибирска в СФО. На сегодняшний день основной акцент в поддержке предпринимательства ставится на стимулирование органов местного самоуправления, которые получают ресурсы на основании сформированных ими программ. Стоит задача – привлечение большего объема федеральных средств для реализации программ поддержки предпринимательства.
   Заместитель министра инвестиций и инноваций Красноярского края Ольга Рухулаева рассказала об опыте и проблемах привлечения финансовых средств по софинансированию мероприятий в Красноярском крае – утверждена 61 муниципальная программа развития МСП, отобрано 46 региональных программ софинансирования, на которые выделено 426 млн.руб. Благодаря реализации программ поддержки предпринимательства, в крае создано 2223 новых рабочих мест и привлечено инвестиций на сумму более 1,85 млрд руб.
   Вячеслав Федюнин отметил, что гарантийные фонды и фонды микрофинансирования являются наиболее эффективным инструментом, двигающим вперед развитие малого бизнеса. В СФО действуют 83 гарантийные региональные организации, общая капитализация которых составляет более 30,3 млрд руб. Выдано 2700 гарантий и привлечено 122,7 млрд руб. кредитных ресурсов. Четыре из 83 организаций перешагнули 2 млрд рубеж по привлечению инвестиционных средств (Новосибирск, Омск, Красноярский край и Забайкальский край).
   Андрей Первухин в своем докладе коснулся проблем функционирования микрофинансовых организаций. В частности, проблемы просрочки графика погашения займов, вызванные зачастую тем обстоятельством, что предприниматель в одном лице совмещает обязанности директора, бухгалтера, начальника производства и т.п. Второе,- многие предприятия, имеющие хорошие хозяйственные результаты, нуждаются в финансовых средствах, но отдача этих денег выходит по срокам за 12 месяцев. Пример соседних государств в предоставлении микрозаймов: Казахстан и Украина – до 5 лет, Польша – до 10 лет. Сумма микрозайма в 1 млн руб. в современных условиях уже не устраивает предпринимателей, потребность в краткосрочных займах доходит до 4 млн руб. Предлагается внести изменения Приказ Минэкономразвития об увеличении сроков микрофинансирования до 3 лет и объемом до 3 млн руб. Третья проблема – отсутствие контроля и нормативных актов за действиями частных микрофинансовых организаций, у которых размер ставки за пользование финансовыми ресурсами доходит до 1% в день. Верхняя планка процентов по займам для таких организаций должна быть ограничена законодательно. Четвертая, касающаяся непосредственно организаций выдающих микрозаймы, – каждый квартал приходится сдавать отчетность 6-7 контролирующим организациям, причем по разным формам. Предлагается унифицировать такую отчетность.
   Вадим Морозов предложил создать постоянно действующую специальную площадку, которая могла бы генерировать новые направления поддержки предпринимательства. Также предлагается учесть опыт регионов и создать типовую единую модель инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса.
   Участники заседания остановились также на вопросах финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства. По общему мнению, установленные государством сроки и лимиты кредитования должны быть более гибкими, не иметь четкой низшей или высшей границы. В противном случае закрывается дорога к развитию небольшим фирмам и индивидуальным предпринимателям, тем самым создается ощутимое препятствие повышению уровня занятости в малом бизнесе. Это особенно значимо для сельских поселений и малых городов.
   Виктор Толоконский, подводя итоги совещания, отметил, актуальность и эффективность формирования региональных инвестиционных фондов помощи субъектам малого и среднего предпринимательства. Такие структуры смогут входить в отдельные сложные проекты с длительным сроком окупаемости. Это особенно важно для инновационного бизнеса, где велики риски, так как создается совершенно новый уникальный продукт. В целом, субъекты СФО должны уделить максимум внимания инновационному предпринимательству, и учесть это направление в региональных программах.
   Важно обобщить и распространить лучший опыт, на основании чего регионам округа могут быть рекомендованы уже опробованные модели и примеры построения инфраструктуры поддержки предпринимательства. Можно выделить и зафиксировать ряд базовых мер господдержки малого и среднего бизнеса, которые обязательно должны быть включены в соответствующие программы региона. В то же время нужно оставить возможность для новых творческих подходов и дополнительных решений. Необходимо не просто принятие новых мер по стимулированию сферы малого бизнеса и увеличению выделяемых средств – важно позитивное влияние на всю предпринимательскую среду. Оказывая помощь лишь небольшому проценту предпринимателей от их общего числа, не возможно в целом повлиять на рыночную ситуацию. Поэтому увеличение лимитов и сроков кредита не должно привести к сокращению количества представителей бизнеса, получающих господдержку.
   По итогам заседания Экспертно-консультативного совета принято решение направить эти предложения, а также ряд других обращений по совершенствованию мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в федеральные органы власти.
   Новосибирская городская торгово-промышленная палата создает инфраструктуру поддержки бизнеса, начиная от консультаций в общественной приемной, проводит экспертизу нормативно-правовых актов, в качестве эксперта участвует в программах поддержки предпринимательства, определяя наиболее приоритетные направления, совместно с региональными структурами поддержки предпринимательства ведет мониторинг и разработку новых возможностей для стимулирования развития МСП, что способствует социально-экономическому развитию региона, сообщает пресс-служба Новосибирской городской ТПП.
   ИА "Альянс Медиа"