29.04.2003 Как содействовать развитию малого бизнеса, чтобы он выстоял в конкуренции с большим Об этом говорили участники тематической секции №4 "Конкурентная политика и малый бизнес" IV Всероссийской конференции представителей малых предприятий, прошедшей вчера в первой половине дня в зале заседаний коллегии Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. В ходе секции выступили с докладами: заместитель министра по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства А.Г.Цыганов, министр правительства Москвы, руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства столицы Е.В.Егоров, президент "ОПОРЫ России" С.Р.Борисов, исполнительный директор Центра поддержки предпринимательства "США-Россия" В.М.Седов, вице-президент "ОПОРЫ" И.Хандриков, представители региональных отделений "ОПОРЫ" (от Нижегородской, Рязанской, Брянской областей), региональных торгово-промышленных палат, фондов поддержки предпринимательства, администраций, рядовые предприниматели. Перед началом заседания секции участникам были розданы материалы, подробно иллюстрирующие доклад замминистра А.Г.Цыганова. Кратко осветив нынешнее состояние малого бизнеса России, заместитель министра обосновал необходимость рассмотрения взаимоотношений малых предприятий и крупного бизнеса и государства в ракурсе элементарной выживаемости "малышей" в неравных условиях отечественной экономики. Так, существующие на данный момент нормы государственного контроля и надзора сильно тормозят развитие бизнеса, отвлекая силы и средства на бесчисленные проверки и "пробивание" разрешений. Согласно проведенному недавно социологическому опросу бизнесменов в регионах выявилось неоднозначное отношение к теме сокращения административных барьеров для предпринимателей: где-то действовать стало проще, но принцип "одного окна" так и не заработал; передача функций регистрации в МНС затруднила прохождение этой процедуры. Предпринятые меры по сокращению списка видов деятельности, подлежащих лицензированию, явно недостаточны. С другой стороны, некоторые секторы малого бизнеса, напротив, оказались недовольны отменой обязательного лицензирования - получилось, что они потеряли своеобразный "знак качества", выдаваемый государством на их товары и услуги; это относится к многочисленным турфирмам, риэлтерам, сфере ритуальных услуг. Правительственная комиссия по ликвидации административных барьеров проводит регулярные заседания, поведал А.Г.Цыганов участникам секции. Уже рассмотрены жалобы на органы Госпожнадзора, стандартизации; предстоит рассмотрение роли других госструктур, влияющих на малый бизнес. За последние 2 года в 60 субъектах РФ с подачи МАП созданы региональные комиссии по устранению административных барьеров, но здесь картина менее радужная, т.к. сами местные чиновники и региональные монополисты не спешат сокращать свои возможности по контролю малого бизнеса. Заместитель министра подробно рассказал о роли МАП в обеспечении равных условий конкуренции для малых предприятий. Так, 9 октября 2002 года вступил в силу Федеральный Закон "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", разработанный министерством. Этот закон, а также активная позиция МАП по вопросу защиты прав и интересов предпринимателей способствовали решению проблем мелких фирм на местах. Так, почти на треть в 2002 году выросло число жалоб предпринимателей в антимонопольные органы по статье 7 закона "Акты и действия органов власти, направленные на ограничение конкуренции"; несколько меньше (на 14%) выросло число жалоб против местных монополистов - как правило, организаций тепло-, энерго- и газоснабжения, связи, навязывающих мелким фирмам невыгодные условия контрактов в силу своего доминирующего положения на рынке. Из возбужденных структурами МАП в 2002 г. 6,5 тысяч дел против местных властей и монополистов лишь 1,5% решений было отменено в ходе судебного разбирательства. МАП отслеживает и защиту прав интеллектуальной собственности: в три раза выросло число дел по неправомерному использованию торговых марок, товарных знаков и пр. Следующий оратор - руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства столицы Е.В.Егоров - выразив надежду на способность малого бизнеса конкурировать с большим, подробно перечислил направления, по которым надо развивать поддержку малого бизнеса. Очень обстоятельный доклад президента "ОПОРЫ России" С.Р.Борисова был посвящен проблемам малого бизнеса во взаимоотношениях с крупным капиталом. С точки зрения оратора, "невидимая рука рынка" до сих пор не действует в России. Сформировавшийся олигархический капитализм не благоприятствует росту малого бизнеса, как и экономики в целом. "Скоро придется уговаривать предпринимателей вернуться в малый бизнес!" - такое эмоциональное выражение прозвучало в речи докладчика. С.Р.Борисов привел в пример сектор нефтедобычи: малые предприятия уничтожаются и поглощаются крупными гигантами, не имеют своей нефтепереработки и лишены возможности сотрудничества с малыми фирмами в секторе нефтепродуктообеспечения (АЗС). Тогда как в США малые нефтяные компании обеспечивают 40% нефтедобычи, пользуясь дифференцированным режимом налогообложения и благоприятным отношением региональных и местных властей. По утверждению С.Р.Борисова, только заместитель министра МАП А.Н.Голомолзин пытается отстоять сектор малой нефтянки, но его усилий явно не достаточно. В розданных материалах, подготовленных "ОПОРОЙ", были подробно перечислены существующие проблемы, административные барьеры, условия кредитования, господдержка малого бизнеса и отношение ко всему этому самих предпринимателей. Картина, по утверждению С.Р.Борисова, получается не очень приятная. Из 5000 функций государства 3000 "падают" на регулирование деятельности малого бизнеса. В качестве пути решения проблем президент "ОПОРЫ" предложил организацию саморегулируемых предпринимательских структур и передача им части функций государства в части воздействия на экономических агентов; никто не верит, как заявил С.Р.Борисов, что государство правильно регулирует рынок; сама система господдержки малого бизнеса неэффективна, сами "опоры" инфраструктуры поддержки сектора МП следует создавать на конкурентной основе. Необходимо ввести ответственность за создание и поддержание административных барьеров для малого бизнеса; организовать открытый равный доступ к ресурсам для малых предприятий. Выступавшие далее участники секции также говорили о проблеме административных барьеров, коррупции, нехватке денег у малых предприятий и т.д. Предлагались в качестве мер повышения конкурентоспособности сферы малого бизнеса: общественный контроль самих бизнесменов за госрегулированием малого бизнеса, создание самостоятельного Министерства по поддержке предпринимательства, повысить показатель принадлежности к сектору МП до 40-50 млн рублей оборота, заняться программой подготовки кадров менеджеров и рабочих для МП, реинженирингом бизнес-процессов, поддержать на государственном уровне экспорт МП, уравнять условия деятельности на рынке импортеров и отечественных производителей и т.д. Резолюцию секции с внесенными в нее дополнениями и предложениями участников было решено предложить вынести на пленарное заседание конференции представителей малых предприятий сегодня, 29 апреля, президенту "ОПОРЫ" России С.Р.Борисову. ИА "Альянс Медиа" |