16.04.2003  Отставание России в развитии франчайзинга происходит, прежде всего, из-за несовершенства законодательства

   В работе Всероссийской научно-практической конференции «Перспективы развития франчайзинговых отношений в России», которая проходила сегодня в Торгово-промышленной палате РФ в рамках подготовки Всероссийской выставки по франчайзингу «Купи брэнд – 2003», приняли участие вице-президент ТПП РФ Владимир Страшко, председатель Совета директоров Российской Ассоциации Франчайзинга Александр Майлер, Генеральный директор ММБА Александр Борисов, д.э.н. профессор МГИМО, заместитель Председателя Комитета по Рекламе ТПП РФ Игорь Рожков и др.
   На конференции обсуждались такие темы, как перспективы развития франчайзинга в России, его сильные и слабые стороны, законодательная основа и правовые аспекты развития франчайзинга, роль франчайзинга в продвижении отечественных торговых марок и в развитии малого и среднего бизнеса, а также значение специализированных выставок для развития франчайзинговых отношений в России.
   Проведение данной конференции, по мнению участников, должно стимулировать развитие в российском бизнесе новой для России формы экономического сотрудничества – франчайзинга. Эта форма уже зарекомендовала себя в мировой экономике как важный фактор формирования цивилизованных форм экономического партнерства, как эффективный инструмент для продвижения отечественных товарных марок и повышения конкурентоспособности товаров и услуг.
   Председатель Совета директоров Российской Ассоциации Франчайзинга Александр Майлер отметил в своем докладе, что франчайзинг является самым эффективным методом ведения бизнеса в мире, в особенности за рубежом, поскольку именно эта форма партнерского бизнеса устраивает обе стороны: франчайзоров (правообладателей) и франчайзи (пользователей). Последние, как отметил А. Майлер, являются представителями малого и среднего бизнеса.
   А. Майлер подробно описал положительные и отрицательные стороны франчайзинга для каждого из участников этой формы бизнеса. В частности, для франчайзи, по мнению А. Майлера, существуют такие плюсы, как:
   - надежность ведения бизнеса, поскольку в системе франчайзинга тиражируется только качественный бизнес и хорошо работающие предприятия,
   - серьезная консультативная помощь со стороны франчайзора на протяжении всей деятельности предприятия,
   - техническая сторона: льготное снабжение предприятия, эффективная маркетинговая политика и реклама, для чего созданы специальные рекламные фонды.
   В качестве минусов для франчайзи А. Майлер отметил следующие моменты:
   - для приобретения франшизы необходимы начальные капиталы и стабильные доход предприятия,
   - во франчайзинге существует жесткая система стандартов, которая не позволяет в большинстве случаев проявлять какую-либо инициативу со стороны франчайзи,
   - обычно в малом бизнесе существует множество многопрофильных предприятий, что неприемлемо в системе франчайзинга.
   Положительными сторонами франчайзинговой системы для франчайзора, по мнению А. Майлера, является следующее:
   - использование средств франчайзи,
   - вместо наемных менеджеров торговую точку возглавляет предприниматель, заинтересованный в успехе предприятия,
   - решение многих мелких проблем возлагается на франчайзи, а франчайзоры при этом выступают в роли советников.
   Как отметил А. Майлер, франчайзинг является мультипликатором системы качественной работы бизнеса, увеличивает количество рабочих мест, а также предоставляет предпринимателям возможность профессионального обучения.
   Также А. Майлер привел некоторые цифры, сравнивая развитие франчайзинговой системы в США (родоначальника этой сферы ведения бизнеса) и в России. По приведенным им данным, в США на сегодняшний день насчитывается около 1,5 тыс. франчайзинговых систем, в России – 79-90; среднее количество франчайзи на одного франчайзора в США составляет 230 человек, в России – около 10. Практически 50% всего франчайзинга в мире составляет сфера торговли, услуг и быстрого питания.
   Однако, по мнению А. Майлера, такое отставание России в развитии франчайзинга происходит, прежде всего, из-за несовершенства законодательства. В частности, обязательна двойная регистрация франшизных договоров (в патентном ведомстве и в органе, регистрирующем юридических лиц). Также есть такое положение, при котором по истечении договора, между франчайзи и франчайзором должен быть заключен новый договор, но на прежних условиях, что абсолютно неприемлемо в условиях развивающейся рыночной экономики.
   Генеральный директор ММБА Александр Борисов отметил, что вообще франчайзинг развивается в 75 видах деятельности, в то время как в России он присутствует лишь в 8-10 видах (в том числе и в сфере торговли, общественного питания, услуг, уличной торговли, а также АЗС). Он считает, что российский потребитель все больше формируется как потребитель фирменных товаров. Практически не покупаются товары, которые не рекламируются или не имеют устоявшегося товарного знака.
   По мнению А. Борисова, франчайзинговая система успешно применяется в России такими фирмами, как «Эконика» (72 корпоративных магазина и 34 франчайзинговых), «Лукойл» (14 корпоративных и 185 франчайзинговых), «Шатура» (почти полностью на основе франчайзинга), «Ростик’с» (53 к 151), «Лавка жизни».
   Заместитель Председателя Комитета по Рекламе ТПП РФ Игорь Рожков выступил с докладом на тему «Проблема создания сильных брэндов на российском рынке». Он отметил, что на данный момент реклама в России развивается очень активно. На рекламу сейчас приходится 2,6 млрд долларов. На телевидение от всего объема рекламы приходится 900 млн долларов, на радио – 90 млн долл., на прессу – 600 млн долл., на наружную рекламу – 400 млн долларов. Рост объема рынка рекламы идет в основном за счет повышения тарифов. По прогнозам, отметил И. Рожков, рост объема рынка будет продолжаться до 4 млн долларов.
   Также в ходе конференции прозвучали доклады ведущего юрисконсульта ЮА "Барклай" Валентины Шиповаловой на тему "Законодательная основа и правовые аспекты развития франчайзинга, особенности заключения договора", профессора Всероссийской Академии Внешней торговли Карэна Сусаняна на тему "Франчайзинг в системе маркетинговой деятельности предприятий", зам. советника посланника США по коммерческим вопросам Джона МкКаслина на тему "Перспективы развития российско-американского сотрудничества в области франчайзинга" и др.
   ИА "Альянс Медиа"