15.05.2012  Вузы неохотно трудоустраивают студентов

   Каждая третья компания (30%) сталкивается с препятствиями, когда пытается наладить сотрудничество с вузами или среднеспециальными заведениями на предмет прохождения практики студентами. Таковы результаты опроса, проведенного порталом для молодых специалистов Career.ru. Эксперты называют это серьезной проблемой, так как отечественное образование и без того не поспевает за потребностями рынка.
   Проблема поиска работы для студентов и выпускников всегда стояла остро, однако после случившегося в мире кризиса она стала еще серьезнее. Согласно докладу ООН, в странах ЕС уровень безработицы среди молодежи вырос с 15,8% в 2008-м до 21% в 2010–2011 годах. В странах Восточной Европы и СНГ она в среднем равнялась 19,4%. Что касается нашей страны, то, по данным Росстата за март, российская молодежь до 25 лет составляет среди безработных 27,5%, хотя по официальным оценкам ситуация на рынке труда стабилизировалась.
   В целом работодатели заинтересованы в сотрудничестве с учебными заведениями. По крайней мере, согласно майскому исследованию Career.ru, на сегодняшний день с вузами или ссузами имеют связи 82% компаний. По словам представителей бизнеса, основная причина их сотрудничества с вузами – кадровый дефицит. Так, у 61% компаний специфика деятельности вынуждает искать пути взаимодействия с учебными заведениями, а в 58% предприятий утверждают, что на рынке в принципе существует дефицит высококвалифицированных кадров.
   Чаще всего – 69% случаев – партнерство осуществляется посредством предоставления студентам мест для прохождения практики на базе компании. 54% работодателей приглашают выпускников нужных им направлений обучения в штат, а 51% организуют стажировки. Популярны и другие формы сотрудничества: к примеру, 42% компаний участвуют в ярмарках вакансий, организуемых вузами/ссузами, 22% организуют конкурсы с последующим трудоустройством победителей, 22% направляют своих сотрудников вести теоретические/практические занятия в вузах/ссузах, 20% проводят экскурсии по компании для студентов.
   Наименее популярны такие формы сотрудничества, как гранты для студентов (10%) и заключение договора на трудоустройство в компанию определенного числа выпускников ежегодно (целевые места) – 7%.
   Однако, как выясняется, компании не очень довольны своим опытом взаимодействия с учебными заведениями.. В частности, 49% жалуются на сложный процесс организации такого сотрудничества, а 30% указывают на нежелание вузов/ссузов идти на контакт.
   Менеджер кадровой компании Дмитрий Косов объясняет такую ситуацию тем, что вузы не заинтересованы в повышении своей конкурентоспособности. «У них и так нет проблем с набором студентов, они очень востребованы и не имеют мотивации ни меняться, ни подстраиваться под запросы бизнеса, – пояснил эксперт. – В обществе сильно традиционное представление о том, что получение диплома является обязательным элементом для успешного трудоустройства, поэтому поток новых студентов не иссякает. Но к сожалению, то, чем сегодня занимается большинство наших вузов, совершенно не соответствует требованиям и потребностям бизнеса. Наше образование слишком академическое, оно оторвано от реалий».
   Слова эксперта отчасти подтверждают и данные опроса. Так, 34% респондентов заявляют, что современная система образования идет вразрез с потребностями рынка труда. Большинство все же настроены более лояльно: 64% считают, что нынешняя система вполне удовлетворяет потребности рынка. Впрочем, даже сторонники этой точки зрения добавляют, что она не всегда способна гибко реагировать на его изменяющиеся запросы.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Новые известия"