12.05.2012 СП: экспорт янтаря из РФ осуществляется по "серым" схемам Экспорт янтаря из РФ в основном осуществляется через посредников с использованием различных «серых» схем. Необходимо изменить порядок выдачи лицензий на вывоз янтаря, ввести вывозные таможенные пошлины и квотирование экспорта. К такому выводу пришла Счетная палата РФ по итогам проверки деятельности Калининградского янтарного комбината. Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Сергея Степашина рассмотрела результаты проверки финансово-хозяйственной и внешнеэкономической деятельности государственного унитарного предприятия «Калининградский янтарный комбинат», а также вопросов владения и распоряжения имуществом. Проверка проводилась совместно с ФСБ России. На коллегии отмечалось, что ГУП «Калининградский янтарный комбинат» находится в ведении Минфина России, имеет соответствующие лицензии на разработку недр и является единственной организацией, осуществляющей на законной основе добычу янтаря в Калининградской области, на территории которой сосредоточено более 90% мировых разведанных промышленных запасов янтаря. Предприятие, признанное в 2006 г. несостоятельным (банкротом), в 2009-2011 гг. вышло на устойчивую добычу янтаря-сырца. В указанный период было добыто 1026,8 тонн. Выручка от реализации продукции в 2011 г. составила 961,9 млн руб. и увеличилась по сравнению с 2009 г. на 57%. Общий объем чистой прибыли в 2009 - 2011 гг. составил 560,4 млн руб. Налоговые платежи в бюджеты всех уровней в 2009 г. составили 68,1 млн руб., в 2010 г. - 134,2 млн руб. и увеличились по сравнению с 2008 годом в 3,9 и 7,7 раза, соответственно. Вместе с тем, сообщает пресс-служба Счетной палаты, в ходе контрольного мероприятия были выявлены проблемные вопросы, связанные с экспортом необработанного янтаря и изделий из него. Наличие уникального месторождения янтаря в Калининградской области не обеспечивает России приоритетов в области обработки этого минерала. Вывоз из страны необработанного янтаря в 2009-2011 гг. превысил по стоимости экспорт обработанного янтаря более чем в 15 раз, что свидетельствует об отсутствии эффективной системы и условий его обработки на российской территории. Аудиторы отметили, что Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2007 г. № 329-ст, не предусмотрены виды деятельности «переработка янтаря» или «изготовление изделий из янтаря». В этой связи нет однозначного основания по отнесению налогоплательщиков, состоящих на учете в налоговых органах, к данным видам деятельности в целях определения доходов бюджетов всех уровней от названных видов деятельности. Отсутствует законодательно утвержденный «Классификатор янтаря по природным и товарным свойствам». Реализация янтаря регламентируется только внутренними документами, разработанными специалистами ГУП «Калининградский янтарный комбинат». Проверка показала, что, хотя комбинат является монополистом в сфере добычи янтаря, его доля экспорта необработанного янтаря за 2009-2011 гг. составила всего 16% в общем объеме вывоза. Основные объемы экспортной поставки янтаря осуществляются через посредников с использованием различных «серых» схем. При этом экспорт в разы превышает объемы закупки официально добытого янтарного сырья у комбината. Объемы возмещения НДС в 2011 г. из федерального бюджета основным экспортерам превысили их платежи в бюджеты различных уровней на сумму около 85 млн руб. Вместе с тем, комбинат в 2010-2011 гг. в налоговых декларациях право на возмещение НДС не заявлял. Коллегия Счетной палаты отметила, что в целях эффективного противодействия незаконной добыче и вывозу необработанного янтаря необходимо в первую очередь изменить порядок выдачи и применения лицензий на вывоз янтаря, обеспечив безусловное подтверждение экспортером законности происхождения вывозимых минералов, увязав его с объемами официальной добычи (реализации) ГУП «Калининградский янтарный комбинат». Вопрос о введении вывозных таможенных пошлин и квотировании экспорта целесообразно рассмотреть в 2014 г. после упорядочения выдачи лицензий, а также реализации комбинатом программы по переработке мелких фракций янтаря. При этом следует нормативно установить понятие «мелкая фракция необработанного янтаря», позволяющее более точно определять янтарь по его размеру, а также ввести обязательность указания данной характеристики в лицензиях на экспорт минерала. Проверкой использования федеральной собственности государственного фонда недр и соблюдения природоохранного законодательства был выявлен ряд нарушений и недостатков. Так, у ГУП «Калининградский янтарный комбинат» имелись перерывы в сроках действия лицензий на право пользования недрами Пальмникенского месторождения Калининградской области и Малышевского изумрудно-бериллиевого месторождения Свердловской области. Нарушались условия лицензионных соглашений. На коллегии отмечалось, что на ГУП «Калининградский янтарный комбинат» недостаточно планируются и проводятся природоохранные мероприятия. Фактический объем средств, направленных на выполнение природоохранной деятельности, значительно меньше запланированных показателей. Суммарно за период 2008-2010 гг. на природоохранные мероприятия было затрачено средств на 43% меньше предусмотренного объема. При этом основная доля природоохранных мероприятий не направлена на обеспечение экологической безопасности и охрану окружающей среды. Коллегия решила направить представления в Минфин России и ГУП «Калининградский янтарный комбинат», информационное письмо в правительство России, а также обращение в Генпрокуратуру России. Информация об основных итогах и отчет о результатах контрольного мероприятия направляются в палаты Федерального Собрания. Кроме того отчет и копии актов проверки направляются в ФСБ России. ИА "Альянс Медиа" |