02.05.2012  Россия начинает поддерживать не сырьевой, а промышленный экспорт

   Уже летом могут заработать отдельные предложения в рамках «дорожной карты» по поддержке российских экспортеров высокотехнологичных продуктов. Разработчики в лице Агентства стратегических инициатив (АСИ) и экспортного страхового агентства ЭКСАР ожидают, что если будет реализован весь комплекс мер, предложенный в «дорожной карте», то Россия постепенно сможет диверсифицировать свой товарный экспорт.
   Тенденция последнего десятилетия такова, что доля сырьевых товаров в структуре экспорта неуклонно увеличивалась, при этом «вымывалась» доля промышленных товаров. Так, если в 2011 году более 67% всего объема экспорта приходилось на нефть, нефтепродукты и газ, то в 2000 году этот показатель составлял 49%, в 1994 году и того меньше – 41%. Если в начале 2000-х годов на продукты высокой степени обработки – машины, оборудование, транспортные средства – приходилось 10%, то сейчас на них приходится всего лишь 5%.
   Если говорить лишь о высокотехнологичном экспорте, то он достигает лишь 3% всего экспорта и состоит почти исключительно из вооружений и оборудования для АЭС при минимальной роли продукции гражданского назначения. Доля России в мировом экспорте машинно-технической, высокотехнологичной продукции составляет 0,3–0,4%.
   «Компании, которые выпускают высокотехнологичные продукты, сталкиваются с двумя видами проблем. Во-первых, это финансовые сложности – банки неохотно предоставляют кредиты под экспортные контракты. Во-вторых, не отработана в достаточной степени финансовая поддержка уже готового продукта. Дело в том, что покупатели нашей продукции на внешних рынках зачастую требуют еще и предоставления финансовых услуг – те же кредиты на приобретение наших же товаров. Не все компании, особенно малые, могут прийти с таким пакетом», – объяснил руководитель рабочей группы «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта» АСИ, гендиректор ОАО «ЭКСАР» Петр Фрадков.
   Как жалуются сами экспортеры, российские банки не могут предложить конкурентную кредитную линию. К примеру, у китайских производителей есть возможность предложить импортерам под крупные экспортные поставки отсрочку платежа на пять лет с индексацией цены всего лишь на 2%. Европейские банки предлагают кредитную линию под 4%. Что касается России, то ставка рефинансирования Центробанка не позволяет предоставлять кредит по ставке менее 8%.
   В целях получения конкурентоспособного экспортного финансирования в рамках «дорожной карты» как раз предлагается возмещение из федерального бюджета части затрат процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях.
   «Прямое субсидирование, по идее, должно быть запрещено в рамках ВТО. По правилам ВТО, такие экспортные агентства, как ЭКСАР, имеют право на субсидирование по кредитам, которые они застраховали. В условиях вступления России в ВТО необходимо проработать механизм предоставления субсидий по процентным ставкам, так чтобы такой механизм отвечал ограничениям ВТО», – прокомментировал эксперт ЭКСАР.
   Также одной из проблем является тот факт, что банки вынуждены создавать резервы под потери в случае, если экспортный кредит был выдан ненадежному импортеру, который не смог расплатиться вовремя по кредиту. Создание дополнительных резервов давит на капитал банка, что заставляет кредитные организации повышать процентные ставки.«Мы хотим предложить применение нулевой ставки резервирования по кредитам, застрахованным ЭКСАР. Это потенциально может снизить процентную ставку, поскольку риск по такому кредиту будет ниже», – рассказал эксперт ЭКСАР.
   Еще одно больное место для экспортеров – это возмещение НДС с экспортируемого товара. Сейчас, чтобы возместить НДС, экспортер должен предоставить банковскую гарантию на случай, если импортер откажется от продукта.
   Стоит отметить, что банковская гарантия предоставляется не всем компаниям. «Если маленькая компания, то банк вообще может отказать в предоставлении банковской гарантии, а без нее никто НДС возмещать не будет», – комментирует эксперт ЭКСАР.
   В рамках «дорожной карты» предлагается ввести заявительный порядок возмещения НДС без предоставления банковской гарантии. То есть по факту вывоза товара. При этом предлагается облегчить процедуру подтверждения факта вывоза товара через использование ФНС базы ФТС. Для достижения результата необходимо внесение изменений в НК РФ, документы ФТС и ФНС, регулирующие процедуру возмещения НДС.
   В результате реализации вышеизложенных мер доля экспорта, пользующегося государственной финансовой поддержкой, в общем объеме несырьевого экспорта должна стать не менее 15% к 2015 году. Реализация «дорожной карты» будет осуществляться с 2012 по 2015 год. Логика карты подразумевает, что основные элементы системы поддержки и продвижения экспорта будут созданы и внедрены до 2015 года.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Взгляд"