29.04.2012  Власти обещают в ближайшие годы удвоить интернет-экономику страны

   Вклад российского Интернета в ВВП может достичь 3,5–4% против нынешних 2% уже в 2016 году. Об этом заявил на днях помощник президента Аркадий Дворкович. Большая часть экономически активного населения уже прочно обосновалась в Сети – неохваченной остается лишь пожилая аудитория, отнюдь не склонная к совершению покупок и оплате услуг через Интернет. Кроме того, значительные трудности с доступом к Сети продолжают испытывать жители глубинки.
   Аналитики Boston Consulting Group (BCG) не так давно подсчитали вклад Интернета в развитие нашей страны. Оказалось, что онлайновая экономика составляла в 2009 году всего 1,6% ВВП, или 19,3 млрд долларов. В прошлом году этот показатель, правда, подрос до 1,9%. Теперь же правительство обещает ни много ни мало – удвоить долю «виртуала» в хозяйственной жизни всего за пятилетку.
   В настоящее время Россия по доле интернетизации хозяйства находится на уровне Испании (2,2%) и Италии (1,9%). Самый большой экономический вклад Сети среди европейских стран зафиксирован в Великобритании – 7,2%, Швеции – 6,6% и Дании – 5,8%. Всего в России в интернет-компаниях работают 130 тысяч человек. И спрос на их услуги растет.
   Ежедневно в Интернет выходят 38% россиян, то есть более 53 млн. человек. Эти данные получил Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведя в период с 31 марта по 1 апреля 2012 года всероссийский опрос. В целом же 58% жителей страны являются пользователями глобальной Сети. Все больше людей предпочитают заказывать в онлайн-режиме товары, оплачивать билеты, услуги. В итоге на сегодняшний день интернет-экономика в России растет быстрее, чем в других странах «большой двадцатки»: на 18,3% в год по сравнению со средними 17,8%. Однако насколько долго сохранится такая тенденция, пока не ясно.
   В виртуальную паутину пока не вовлечены 43 млн россиян, в основном это люди старшего и среднего возраста. Получается, что именно за их счет должен расти рунет завтра, поскольку ресурсов прироста в других возрастных группах практически не осталось. Между тем те, кто остался в резерве, это в основном люди со средним и начальным образованием и низким уровнем доходов. То есть рассчитывать на то, что они дружно двинут вперед российскую виртуальную экономику, особых оснований не имеется.
   По словам аналитика инвестиционной компании Ильи Раченкова, основной фактор, сдерживающий развитие бизнеса в Интернете в России – трудности с доступом к нему. По данным Международного союза электросвязи (МСЭ – ITU), в нашей стране в 2010 году насчитывалось 10,98 случая широкополосного подключения на 100 жителей. Однако уже у ближайших восточноевропейских соседей России этот показатель существенно выше: в Польше он составляет 12,96, в Венгрии 19,59, в Литве 20,58. Этому есть объективные причины: население России расселено на большой площади, что предопределяет необходимость построения больших магистральных сетей связи и других объектов инфраструктуры.
   Вместе с тем бизнес все более активно переходит в онлайн: «Все больше компаний осуществляет собственные закупки и поставки через Интернет, – говорит генеральный директор торгового портала Сергей Габестро. – На нашем портале ежедневно регистрируется порядка 200 новых компаний. Интенсивно растет и объем проводимых процедур. Все это позволяет заключить, что двукратный рост за 5 лет – это пессимистичный прогноз. На мой взгляд, рост будет более значительным».
   Вместе с тем, как отмечают эксперты, когда «всем и вся» пытаются торговать через Интернет, то покупателю становится труднее выбрать необходимый ему товар. «Интересы потребителя в виртуальной коммерции часто отходят на второй план, – считает эксперт другой компании Наталья Петухова. – Вместо обычного корма для кошки или продуктов питания ему на сайтах часто предлагают выбрать из нескольких сотен наименований, вдобавок с кучей ненужных вещей». В этой связи нельзя исключить и отката потребительского интереса от Сети в сторону классических форм офлайновой торговли.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Новые известия"