25.04.2012 Банки отказываются кредитовать малый бизнес Темпы кредитования малого бизнеса в России неуклонно снижаются. Об этом на днях заявила глава Минэкономразвития России Эльвира Набиуллина. Если в 2010 году рост выданных предпринимателям банками кредитов был 24%, то в прошлом году он составил лишь 17,2%. Почти треть бизнесменов испытывают трудности с получением заемных средств из-за бюрократических преград и несовершенства законодательства. Если крупный бизнес в России может получить рублевые кредиты под 12% годовых, то для малых предприятий реальные ставки начинаются с 16%. В большинстве же случаев мелкие коммерсанты могут рассчитывать на кредит стоимостью минимум 20–24% годовых, и то лишь при наличии приемлемых для банка залога или надежных поручителей. А вот с этим как раз у многих проблемы. Как сказала генеральный директор микрофинансовой компании Татьяна Юрина, более трети предпринимателей, работающих в сфере торговли, испытывают постоянные сложности с финансированием. При этом они не могут получить кредит в банке из-за отсутствия залога. Как пояснила эксперт, часто они не могут пользоваться залоговыми займами и кредитами, так как половина из них не имеет личного автотранспорта, а 40% – собственной недвижимости. Опрос, проведенный компанией на крупнейших оптовых и розничных рынках в 30 городах России, показал, что главным минусом кредитования в банке 50% респондентов считают бумажную волокиту, необходимость залога отталкивает 22% предпринимателей, а длительные сроки оформления являются негативным фактором для 17% опрошенных. Очень мало шансов получить кредит у предприятий, работающих на рынке менее года. Ряд банков иногда при поддержке государственных структур выдают ссуды без залога. Правда, на условиях, которые трудно назвать привлекательными: суммы небольшие – до 50 тыс. долл. (микрокредиты), эффективная ставка довольна высокая (28–30% годовых в рублях), сроки ограниченные – как правило, не превышают 1,5 года. Показателем неблагополучия малого бизнеса является то, что молодежь сейчас идет туда неохотно. Обобщенный портрет отечественного предпринимателя, работающего в сфере торговли, показывает, что, как правило, это женщина от 30 до 40 лет. Всего 22% опрошенных принадлежат к возрастной группе от 20 до 30 лет. При этом почти 70% респондентов имеют лишь одну торговую точку, что ставит бизнес под угрозу банкротства в случае ее закрытия. ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Новые известия" |