25.04.2012  МЭР и Минфин продолжают спорить по бюджетным правилам

   Представители Минэкономразвития и Минфина вчера продолжили дискуссию по бюджетным правилам на конференции "Россия: выбор пути и задачи нового правительства", оставшись в итоге каждый при своем мнении, а экс-министр финансов Алексей Кудрин назвал все нынешние предложения компромиссными и недостаточными для снижения зависимости страны от нефтегазовых доходов.
   На данный момент активно обсуждаются параметры будущих бюджетных правил, в том числе уровень средней цены на нефть, исходя из которой будут ограничиваться расходы федерального бюджета РФ. Минфин предлагает установить с 2016 года таким ограничителем среднюю цену на нефть, рассчитываемую как скользящее среднее арифметическое за последние десять лет, а Минэкономразвития - за три года.
   Накануне премьер-министр Владимир Путин не поддержал ни одно из министерств, высказав лишь мнение, что бюджетные правила должны строиться на консервативном подходе.
   "У этих правил в части определения средней цены за период есть некая логика. Они, по крайней мере, хотя бы отталкиваются от какой-то фактической цены. Но, к сожалению, фактическая цена за последние 10 лет является очень условным и, как правило, случайным ориентиром в определении этого правила", - сказал Кудрин.
   Предложение Минэкономразвития он считает слишком мягким. "Предлагается средняя за три года, а средняя за три года - это примерно 100-110 долларов (за баррель). А если будет еще держаться цена на нефть около 120 долларов за баррель (как происходит в последние месяцы), то это означает, что в ближайшие годы она (базовая цена, закладываемая в бюджетные правила) может даже подрасти, то есть мы будем продолжать увеличивать свою зависимость от нефтегазовых доходов", - пояснил Кудрин.
   Также предложение Минэкономразвития подверг критике замминистра финансов РФ Алексей Лавров. По его словам, использование средней цены за трехлетний период приведет к тому, что при формировании трехлетнего же бюджета расходы будут ограничиваться по сути прогнозными ценами. Так, при верстке бюджета на 2013-2015 годы для 2015 года пришлось бы использовать не реальные, а прогнозные цены на нефть за 2013-2014 годы. "То есть мы ставим определенный уровень прогноза цены на нефть и, оказывается, что сами же себе задаем планку расходов", - сказал Лавров. Он отметил, что такой же "элемент самонакрутки" присутствует и в десятилетней цене на нефть, но в более жестком варианте.
   "Основная проблема сейчас - это зафиксировать правила в как можно более жестком варианте", - пояснил позицию Минфина Лавров. При этом он добавил, что зачастую ограничения расходов и снижение дефицита воспринимается как фактор стагнации или замедления развития и, наоборот, рост расходов - как стимул к дополнительному экономическому росту. "Нам нужно увеличивать эффективность расходов, прежде всего, и эти ограничения вовсе не значат, что мы начинаем сдерживать развитие образования, здравоохранения и так далее. Совсем наоборот - это более эффективное использование ресурсов", - заявил Лавров.
   Он напомнил, что за последние годы появились инструменты для увеличения эффективности использования госфинансов, в том числе новые подходы к финансированию бюджетных учреждений и переход на госпрограммы.
   При этом замминистра финансов отметил, что сейчас переход на госпрограммы идет не такими быстрыми темпами, как ожидалось. "(Это происходит потому), что министерства задают резонный вопрос по объему ресурсов до 2020 года. Как только мы с помощью бюджетных правил подойдем к потолкам расходов по госпрограммам и скажем, каким объемом ресурсов будут отрасли располагать, начнут включаться и министерства, предлагая эффективные решения", - ожидает Лавров.
   Он добавил, что мировой опыт показывает, что в таких условиях начнется поиск приоритетных направлений развития и сокращения неэффективных расходов, а запросы на дополнительные ресурсы станут фактически признаком неэффективного управления.
   Кудрин считает предложение Минфина также не более чем компромиссным вариантом, однако готов на него согласиться, поскольку зависимость российского бюджета от нефтяных цен становится критической.
   "Я готов согласиться на компромиссный вариант, но его нужно сейчас срочно принимать, он должен быть ближе к варианту Минфина, нужно еще раз взвесить все оценки", - сказал экс-министр финансов.
   Он отметил, что уже сейчас бюджет перешел к новому уровню зависимости от цены на нефть. Так, в этом году федеральный бюджет РФ можно будет сбалансировать при цене 117 долларов за баррель. "А если все основные (предвыборные социальные) обещания в ближайшем будущем исполнять, то это будет уже и 120, и 130, и, наверное, еще выше. Сейчас пока правительство топчется на месте, пытаясь определиться по цене, уже обсуждают уровень зависимости 120 и выше", - добавил Кудрин.
   Экс-глава Минфина напомнил, что предлагал взять более стабильный показатель, чем средняя цена, для формирования бюджетного правила. Таким ограничителем бюджетных расходов может стать фиксированная цена на нефть на уровне 90 долларов за баррель, с коррекцией на уровень инфляции в США, отметил он. "Этим самым жить вокруг какой-то постоянной величины", - сказал Кудрин.
   В свою очередь замминистра экономического развития Андрей Клепач подчеркнул, что и Минэкономразвития, и Минфин занимают общую позицию - переход к бюджетным правилам необходим.
   "Какая формула бюджетных правил будет, действительно, надо уточнить. Это может быть и, как сказал Алексей Леонидович (Кудрин), 90 долларов и дальше по американской инфляции", - сказал Клепач. Он отметил, что если брать среднюю цену за 2009-2011 годы, то она составит менее 83 долларов, а если за 2010-2012 годы - около 100 долларов. "Однако дело даже не в точной цифре, нужно все проработать. Поскольку любая цена так или иначе означает некий секвестр бюджета", - добавил замглавы Минэкономразвития.
   Он пояснил, что в результате возникает вопрос, за счет чего проводить этот секвестр и каковы приоритеты бюджетных расходов. "Вообще каковы приоритеты экономической политики и как совместить задачи развития, модернизации с задачами поддержания бюджетной и макроэкономической стабильности? Бюджетные правила на это и направлены, но здесь полного консенсуса нет", - пояснил Клепач.
   Кудрин, комментируя эти высказывания, отметил, что понимает те политические ограничения, с которыми сталкивается Минэкономразвития. "(...) но после выборов нужно ставить вопрос о структурных изменениях, в том числе в социальной части консолидированного бюджета", - считает экс-министр, отмечая, что без структурных реформ невозможно решить такие острые проблемы как сокращение дефицита пенсионной системы.
   Что касается секвестра расходов, то, по мнению Минфина, у каждого министерства есть возможность сократить свои расходы на 10-15%. Кудрин же напомнил, что Минфин ранее предлагал маневр "минус 2 - плюс 2" (сокращение неэффективных расходов в ряде отраслей и параллельное повышение расходов на приоритетные направления на 2% ВВП соответственно). По мнению Кудрина, есть возможность сократить неэффективные расходы на 4% ВВП увеличить расходы на приоритетные направления на 2% ВВП - то есть провести бюджетный маневр "минус 4 - плюс 2".
   ИА "Альянс Медиа" по материалам РИА "Новости"