24.04.2012 Э.Набиуллина назвала 7 развилок российской экономики России уже недостаточно тех мер, которые использовались для улучшения инвестиционного климата на предыдущем этапе, надо задействовать новые. Об этом заявила министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина, выступая вчера на расширенной коллегии Минэкономразвития России. В качестве первостепенных мер для улучшения инвестклимата глава Минэкономразвития назвала радикальное совершенствование безопасности ведения бизнеса, в первую очередь - через укрепление судебно-правовой и правоохранительной систем. Кроме того, необходимы прозрачная реализация программы по выходу государства из капитала предприятий в конкурентных секторах, борьба с коррупцией, последовательное повышение конкурентности во всех сферах. «Условия, в которых мы будем реализовывать следующие этапы начатых преобразований, будут не самыми простыми, и зависеть они будут в меньшей степени от цен на нефть и в значительно большей степени, чем это было раньше, от нашего прохождения основных развилок в экономической и социальной политике», - заявила министр. Она перечислила 7 основных таких «развилок». Первая развилка – это допустимый для экономики уровень фискального бремени. Общая налоговая нагрузка, которая включает таможенные и страховые платежи, сейчас составляет 35,6% к ВВП, отметила глава МЭР. Налоговая система - это важнейшая составляющая часть инвестиционного климата. «Незавершённость дискуссий по этому поводу беспокоит предпринимателей, - подчеркнула министр. - Они сдерживают инвестиции в ожиданиях изменений. Поэтому в дискуссиях, которые мы сейчас ведём, в ближайшее время, на наш взгляд, нужно поставить точку». П по оценке Минэкономразвития, за последние 20 лет в России в целом сформирована современная налоговая система, которая отвечает задачам развития страны и модернизации экономики. И дальнейшие изменения в ней не должны быть радикальными, считает Э.Набиуллина. Главное, по ее мнению, - сохранять основные принципы совершенствования налоговой системы. Во-первых, должна быть обеспечена стабильность ставок базовых налогов как минимум на пять лет. Второе – это справедливость налогового бремени: большее налоговое бремя на сверхдоходы корпораций, прежде всего в рентных секторах, и меньшее налоговое бремя на бизнес, занимающийся модернизацией и создающий нового качества рабочие места, дополнительное налогообложение потребления богатых. Кроме того, справедливость – это равные условия конкуренции, когда добросовестные налогоплательщики не должны проигрывать тем, кто использует разные схемы ухода от налогов. Третий важнейший принцип – это конкурентоспособность налоговой системы. Эффективные ставки налогов должны быть сопоставимы со странами, с которыми Россия конкурирует за привлечение капитала, а процедуры администрирования должны соответствовать лучшим мировым практикам, считает Э.Набиуллина. Особое значение здесь имеет сопоставимость налогообложения со странами, входящими в Единое экономическое пространство. Четвёртый важнейший принцип – это прозрачность принятия решений в налоговой сфере, с тем чтобы введение и ликвидация налоговых льгот, изменение правил и процедур налогового контроля принималось по итогам широкого обсуждения в обществе и проведения оценки регулирующего воздействия. И пятый принцип – баланс фискальной и стимулирующей функций налоговой системы. «На основе этих принципов мы вышли со своими предложениями, включая, в том числе, налоговые каникулы для гринфилдов – новых проектов промышленности», - цитирует слова Э.Набиуллиной пресс-служба правительства. Она также отметила, что предприниматели несут кроме фискальной, ещё и значительную нагрузку, связанную с административными барьерами и коррупцией. По экспертным оценкам, эти барьеры увеличивают бремя изъятий из бизнеса на значительные суммы, повышая нагрузку до 50–60%. «Поэтому налоговая реформа должна идти вместе с той политикой, которую мы проводим по снижению административных барьеров», - подчеркнула министр. Вторая развилка – это допустимый для экономики уровень цен на электроэнергию, газ и транспортные перевозки. Это также важнейшая составляющая инвестиционного климата, отметила Э.Набиуллиина. «Мы понимаем, что рост цен на газ и электроэнергию является стимулом к запуску программ по энергоэффективности. Но, на наш взгляд, мы не можем позволить себе, чтобы эти цены были выше, чем в странах - наших конкурентах, в противном случае промышленные производства будут размещаться именно там, а не в России», - заявила она. Наличие энергоресурсов – это наше конкурентное преимущество, которым мы должны пользоваться, считает министр. По мнению Минэкономразвития РФ, цены на газ должны расти не более чем на 15% в год, на электроэнергию – около 10 %, на железнодорожный транспорт – на уровне, соответствующем инфляции. Третья развилка – темпы снижения участия государства в экономике. «В 2011 году были проданы акции 360 акционерных обществ – это в 2,5 раза больше, чем годом ранее, -отметила министр. - И денег в бюджет мы получили 121 млрд рублей, что в 5 раз больше, чем 2010 году». В этой области, считает Э.Набиуллина, нужно определиться с темпами отказа государства от контроля над рядом активов, а не только ограничиваться продажами миноритарных пакетов. Приватизационные программы должны быть реализованы и в регионах, подчеркнула она: «Регионы получают дотации из федерального бюджета, в то время как у них огромные резервы владения активами в конкурентных и привлекательных для частных инвесторов секторах». Четвертая развилка – это способы укрепления национальной финансовой системы. «Не секрет, что наше падение в 2008–2009 годах было связано не только с ценой на нефть, но и с чрезмерной зависимостью от иностранных финансовых рынков», - отметила министр. Кроме того, по ее словам, слабый национальный финансовый сектор – это ещё и ограниченные возможности для финансирования компаний среднего бизнеса. «Малый бизнес часто не может вырасти в средний не потому, что нет спроса, а потому, что нет доступных источников рыночного финансирования», - заявила Э.Набиуллина. Она отметила, что по итогам 2011 года российские ценные бумаги обеспечили 21% оборота Лондонской фондовой биржи и способствовали усилению роли Лондона как международного финансового центра. По итогам 2010–2011 годов 65% российских компаний при размещении своих акций и депозитарных расписок выбирали иностранные юрисдикции – это худший показатель для стран с сопоставимым с Россией уровнем экономического развития. «Считаю, что приватизация крупных компаний должна проходить, как правило, на российских площадках», - заявила министр. Пятая развилка – решения в пенсионной сфере. От этого зависит как уровень благосостояния пенсионеров, так и устойчивость бюджетной системы и во многом - перспектива формирования длинных денег в экономике, отметила Э.Набиуллина. Без реформирования пенсионной системы не удастся выйти на бездефицитный бюджет ни к 2015 году, ни позже. Повышение налогов – не выход, оно тормозит рост ВВП и способствует уходу бизнеса в тень, подчеркнула министр. В качестве примера она привела ситуацию с налогообложением фонда заработной платы, которая показывает, что нельзя идти по пути увеличения налоговой нагрузки. «Соотношение скрытых зарплат и официального фонда оплаты труда выросло (по нашим оценкам, на основе баланса денежных доходов и расходов населения) с 54,7% в 2010 году до 56,1% в 2011 году, практически достигнув максимального уровня 2000-х годов, который был в 2006 году: тогда это соотношение было 56,2%», - сказала она. То, что за этим ростом стояло изменение налоговых правил, подтверждается замедлением роста легальных зарплат, отметила глава МЭР. «На протяжении всех 2000-х годов (в том числе, и за счёт постоянного роста цен на нефть) реальные зарплаты существенно опережали рост ВВП – в среднем на 3–6 процентных пунктов, а в отдельные годы зарплата росла быстрее ВВП и более чем на 10 процентных пунктов. Но, несмотря на благоприятную мировую конъюнктуру, которая была в последний год, рост реальной заработной платы оказался ниже темпов роста ВВП. При этом, если бы соотношение теневых и легальных заработных плат оставалось на уровне 2009–2010 годов, то реальные заработные платы могли бы вырасти на 5,8%», - рассказала она. Поэтому для одновременного выполнения задач развития и бездефицитности бюджета нельзя рассматривать повышение налогов – возможны их структурные изменения, но в целом налоговая нагрузка не может расти, подчеркнула министр. По ее словам, необходимы решения по оптимизации пенсионной системы, которые могут включать меры и по изменению системы досрочных пенсий, повышению требований к минимальному страховому стажу, стимулированию более позднего выхода на пенсию, развитие добровольных пенсионных накоплений. Шестая развилка – степень открытости экономики. На фоне запуска Таможенного союза и вступления России в ВТО предстоит определиться и с политикой в отношении заключения соглашений о зонах свободной торговли с различными странами. «Сейчас таких соглашений в мире действует около 320. Многие страны их активно используют для выхода на новые экспортные рынки. Нам также это надо делать, если мы хотим увеличить несырьевой экспорт как минимум в 2,5 раза к 2020 году. Но делать, конечно, это надо в увязке с программой модернизации секторов промышленности, услуг, потому что иначе это может привести только к росту импорта», - подчеркнула Э.Набиуллина. По ее мнению, России нужна более агрессивная политика выхода на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона в увязке с программой развития Дальнего Востока и Восточной Сибири. Последняя, седьмая развилка - это бюджетное правило, т.е. поиск сочетания политики развития и модернизации и политики поддержания макроэкономической, бюджетной сбалансированности, сказала Э.Набиуллина. По ее словам, МЭР разделяет позицию Минфина о необходимости бюджетных правил, то есть устойчивого, стабильного механизма, который бы ограничивал расходование конъюнктурных доходов. «Основной вопрос здесь – выбор конкретного варианта. На наш взгляд, качественное бюджетное правило должно, с одной стороны, обеспечивать защиту бюджета от резких колебаний цен на нефть, а с другой – не должно привести к отказу от реализации мероприятий, направленных на модернизацию экономики и развитие инноваций», - сказала она. По мнению МЭР, надо брать среднюю трёхлетнюю цену на нефть, так как более длительный срок может привести к чрезмерному отрыву от текущей конъюнктуры. «Так, трёхлетняя цена на 2012 год будет 83 доллара за баррель, а если брать 10-летнюю – 61 доллар за баррель», - пояснила министр. Но этого, по ее мнению, недостаточно. «Должен быть второй ключ, не зависящий от цены на нефть. Это ограничение роста бюджетных расходов в реальном выражении темпом роста ВВП, то есть расходы не должны расти быстрее, чем экономика», - считает Э.Набиуллина. Бюджетное правило задаёт планку гарантированных базовых расходов. Сверх этого уровня конъюнктурные доходы также могут частично тратиться, но они не должны превращаться в долгосрочные обязательства, а должны идти на проекты с ограниченным сроком реализации, пояснила она. Решением взаимоувязки бюджетных расходов должно стать принятие государственных программ, считает министр. «Это будет означать переход к программному бюджету, не только к программному бюджету, но и становление работающей системы стратегического управления в стране, и будет увязанность приоритетов политики с бюджетными ограничениями», - сказала она. ИА "Альянс Медиа" |