20.04.2012 Москва: мэрия оценила ситуацию в сфере торговли и услуг Правительство Москвы подвело итоги деятельности в сфере торговли и услуг за 2011 год и определило задачи на 2012 год. Глава Департамента торговли и услуг города Москвы Михаил Орлов в своем докладе отметил, что торговля на данный момент является одной из наиболее динамично развивающихся и бюджетообразующих отраслей. «В 2011 году оборот розничной торговли города вырос на 13,4 % и составил 16 трлн 487 млрд рублей, это на четыре пункта превысило данный показатель по Российской Федерации», — подчеркнул М.Орлов. Он добавил, что в общем обороте торговли России доля Москвы возросла до 33%, а доля налоговых поступлений увеличилась до 18,4% (в 2011 году процент налоговых поступлений составил 17,2%). По данным Мосгорстата, оборот розничной торговли в 2011 году увеличился на 6,6% и составил 3 трлн 322 млрд рублей. М.Орлов сообщил, что в прошедшем 2011 году возросла динамика продаж стационарной торговли, и это привело к снижению доли розничных рынков в обороте города на 1,3%. Кроме того, он отметил, что, несмотря на проводимую работу по упорядочиванию деятельности рынков и преобразованию их в современные форматы торговли, доля рыночной розничной торговли остается еще достаточно высокой — 19,7%. Он добавил, что работа в этом направлении является одной из основных задач на 2012 год. По словам главы департамента, тенденция развития современных форм розничной торговли, увеличение роста продаж стационарных сетей, а также рост отраслевой конкуренции в 2011 году способствовали увеличению доли торговых сетей с 14% до 21%. М.Орлов также сообщил, что впервые с 1991 года уровень продуктовой инфляции по итогам года достиг минимального значения в 3,7%. При этом, по статистическим данным, стоимость московской потребительской корзины в 2011 году составила 2 828 рублей 70 копеек, что превысило стоимость корзины в целом по стране на 408 рублей. Глава департамента отметил, что в городе функционирует эффективная система социально-ориентированных предприятий. Они занимаются реализацией продуктов питания в минимальном ценовом диапазоне, учитывая потребности разных слоев населения. «Для таких предприятий стоимость потребительской корзины составила 2 407 рублей», — пояснил М.Орлов. Рост оборота оптовой торговли, по словам главы департамента, составил 8,2%. М.Орлов напомнил, что в 2010 году среди предприятий оптово-продовольственного комплекса были отменены субсидии на завоз в город продовольственных товаров. «Данные меры, с одной стороны, позволили городу сэкономить около 5,5 млрд рублей, при этом объем товарных запасов организаций розничной торговли не только не уменьшился, а увеличился на 23%, а обеспеченность в днях возросла до 29 дней против 27 в 2010 году», — цитирует М.Орлова пресс-служба московской мэрии. В целом, отметил М.Орлов, в Москве сформирована крупнейшая в России инфраструктура торговли и услуг, которая насчитывает более 50 тыс. предприятий. В них задействовано около 1,3 млн человек. В отчетный период было открыто 1139 предприятий розничной торговли, в том числе 10 крупных торговых центров и предприятия разного формата, среди них магазины шаговой доступности, сетевые магазины, предприятия общественного питания, предприятия бытового обслуживания. Кроме того, была проведена реконструкция и модернизация большого количества предприятий, на 3,5 тыс. объектах проведены работы по обеспечению доступа и передвижения инвалидов. Для улучшения дорожно-транспортной обстановки 692 предприятия переведены на ночной режим доставки товаров с изменением графиков транспортной логистики. На ряде предприятий скорректированы схемы парковок и движения, организовано 163 парковки на 6,5 тыс. машино-мест. В сравнении с кризисным 2008 годом обеспеченность населения предприятиями розничной торговли на тысячу жителей в 2011 возросла на 7,2% и составила 740 кв. м торговой площади. Это превысило минимальный норматив обеспеченности в 709 кв. м. По словам М.Орлова, несмотря на такую позитивную динамику в среднем по городу наблюдается диспропорция размещения объектов. Он добавил, что решение этой проблемы является одной из задач департамента на 2012 год. «В целях обеспечения сбалансированного размещения объектов впервые была поставлена задача формирования отраслевой схемы торговли, схемы общественного питания и бытового обслуживания территории города», — подчеркнул руководитель ведомства. Объекты, которые вошли в схему, разделяются на объекты пешеходной доступности и объекты городского центра. М.Орлов уверен, что особенно важно сохранить пропорции и не уменьшать долю объектов шаговой доступности. Данная работа должна обеспечить ввод дополнительных объектов торговли шаговой доступности площадью 5,8 млн кв. м и объектов межрайонного и городского назначения площадью 11,4 млн кв. м. «Таким образом, в 2012 году планируется ввести 800 тыс. кв. м с лишним торговых площадей, 83 тыс. кв. м предприятий общественного питания и около 30 тыс. кв. м объектов бытового назначения», — подчеркнул он. Кроме того, рассказал М.Орлов, была проведена системная работа по наведению порядка на розничных рынках города, упорядочивание их деятельности, преобразование в современные форматы торговли. «По состоянию на 1 января 2011 года в городе функционировал 81 розничный рынок, по итогам года 16 рынков перепрофилированы в сельскохозяйственные, 14 — прекратили свою деятельность в связи с наличием грубейших нарушений в работе», — сообщил он. Согласно положений 396-го федерального закона, который вступит в силу с 1 июля 2012 года, в городе планируется сохранить 47 розничных рынков, 41 из которых — сельскохозяйственный. В рамках работы по реорганизации мелкорозничной торговли был утвержден порядок установки объектов, разработаны схемы размещения с учетом мнения профильных департаментов при активном участии жителей, за счет городского бюджета обустроено 1580 торговых зон, к которым подведены коммуникации и энергокоммуникации. С 1 июня планируется запуск интерактивного подраздела на портале «Наш город», где жители смогут оставлять комментарии о фактах несанкционированной торговли, проблемах работы ярмарок выходного дня, летних кафе, сообщать о незаконной реализации алкогольной продукции. В 2011 году также изменилась организация ярмарок выходного дня. Правительством Москвы было принято решение о финансировании расходов, связанных с обеспечением торговли на ярмарках, за счет бюджетных средств, запрещено взимание какой-либо платы за предоставление торговых мест с предпринимателей. Префектурами административных округов были выделены необходимые средства, в результате чего на 126 площадках было организовано более 5,5 тыс. ярмарок, в том числе специализированных. Также М.Орлов доложил, что важнейшим направлением деятельности департамента в 2011 году стало осуществление функций государственного контроля, прежде всего в сфере оборота алкогольной продукции. По данным Росалкогольрегулирования, нелегальный оборот в России составляет 30% от всего объема рынка алкогольной и спиртосодержащей продукции. За прошедший, 2011 год уполномоченными службами департамента проведено более 4 тыс. контрольных мероприятий, связанных с розничной продажей алкогольной продукции. В сравнении с 2010 годом в 2 раза увеличилось количество плановых проверок. «В настоящее время проходит активное обсуждение проекта распорядительного документа об ограничении продажи алкогольной продукции в предприятиях торговли, расположенных в жилом секторе и жилых домах», — подчеркнул М.Орлов. Глава департамента упомянул еще одно важное направление деятельности ведомства — реализацию административной реформы в сфере торговли и услуг, в частности, реформы в части ревизии административных процедур, отмеченных избыточных административных барьеров и формирования удобной, упрощенной и качественной для граждан и предпринимателей системы предоставления государственных услуг. Результатом работы в 2011 году по данному направлению стали оптимизация и устранение коррупционных рисков по ряду административных процедур. Подводя итог, М.Орлов отметил, что задачи и приоритеты, которые определены государственной программой «Стимулирование экономической активности» на 2012–2016 годы в области развития оптовой и розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания, — весомые и непростые. «Вместе с тем разработанный календарный план их реализации, а также системная и планомерная работа позволяют надеяться, что все показатели подпрограммы развития торговли как одной из важнейших отраслей экономики столицы будут выполнены в полном объеме», — заключил глава департамента. Комментируя свой доклад, М.Орлов рассказал, что итоговая схема размещения нестационарных объектов уже доступна на сайтах управ, префектур административных округов и Департамента торговли и услуг города Москвы. «Мнение жителей при размещении нестационарных объектов является определяющим и по их расположению, и по ассортиментам, и по количеству этих объектов», — заверил М.Орлов. ИА "Альянс Медиа" |