19.04.2012  Вопрос о статусе омбудсмена по защите прав предпринимателей остается открытым

   Каким должен быть омбудсмен – защитник интересов бизнеса? Дискуссия на эту тему развернулась вчера на совещании по реализации задач, поставленных в предвыборной статье В.Путина «Демократия и качество государства».
   В своей статье, опубликованной в феврале в газете «Коммерсант», премьер-министр выдвинул идею о дальнейшем развитии института омбудсменов, т.е. уполномоченных по защите прав той или иной категории населения и предложил идти по пути специализации и профессионализации этого института – в частности, ввести должность омбудсмена по защите прав бизнеса. «Считаю, что институт уполномоченных по защите прав предпринимателей должен появиться в каждом субъекте федерации», - писал В.Путин.
   Как сообщил на вчерашнем совещании заместитель министра экономического развития Российской Федерации Олег Фомичев, сейчас обсуждаются два варианта введения уполномоченных по правам бизнеса: либо вариант независимого омбудсмена на уровне правительства, либо вариант, когда омбудсмен будет членом прокуратуры. «Мы – в процессе обсуждения, не готовы сейчас какой-то один из этих вариантов выбрать», - отметил он.
   Председатель Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Борис Титов сообщил, что внутри «Деловой России» уже проведен краудсорсинг по этому вопросу, и более 80% бизнесменов заявили о том, что такая должность необходима, причем омбудсменом должен быть «человек с опытом бизнеса, но при этом имеющий авторитет во власти, то есть человек, который мог бы стать вот таким посредником между властью и бизнесом».
   По его мнению, омбудсмен, по своему назначению, не может быть прокурором – это скорее защитник, адвокат. «Сложно себе представить прокурора, задача которого – поддерживать защиту, то есть прокурор – это всё-таки обвинение. Он всегда должен нападать. Поэтому, конечно, должен быть защитник, адвокат бизнеса, который выступает и в судах, и в целом в своей работе в качестве адвоката», - цитирует слова Б.Титова пресс-служба правительства.
   «Кроме этого, конечно, ещё один аргумент в пользу непрокурора: конечно, прокурор всегда будет, если он даже зам.главного прокурора, всегда прежде всего под мнением своего ведомства, он никогда не будем независим. То есть он будет защищать интересы бизнеса, но всё-таки он будет ещё под мнением своего ведомства, поэтому, конечно, полной независимости в этом смысле он иметь не будет», - считает глава «Деловой России».
   По его мнению, большего внимания заслуживает предложение Министерства экономического развития о том, чтобы такой омбудсмен был в ранге вице-премьера. «Это хорошая идея, потому что у него будет много полномочий», - отметил Б.Титов, но добавил, что и в этом случае у омбудсмена не будет той независимости, какая должна быть. «Здесь надо посмотреть это сочетание полномочий и независимости этого человека, но это всё-таки должен быть адвокат», - заявил он.
   Однако, отметил Б.Титов, у простого адвоката в данном случае прав будет недостаточно: «потому что всё-таки есть такие вопросы, которые требуют его функций как истца, например, в пользу неопределённого числа лиц. Его полномочия как адвоката, общественного защитника не будут давать ему возможности быть одновременно истцом в суде».
   «Здесь необходимо поработать над тем, чтобы и у общественных организаций, и у омбудсмена были полномочия выступать от имени неопределённого числа лиц в качестве истца в суде», - сказал глава «Деловой России».
   Глава Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин также считает, что омбудсменом должен быть не прокурор, а человек с опытом предпринимательства и защищающий интересы бизнеса.
   Однако С.Катырин не уверен, что такой защитник должен быть абсолютно независим – он может быть и членом правительства, считает глава ТПП РФ. «Не уверен, что он должен там быть независимо от всех. Наверное, всё-таки лучше, чтобы он был в правительстве и подчинялся председателю правительства, но как раз озабочен был бы только тем, что защищал бы только интересы бизнеса и не обременялся какими-то другими обязанностями», - предложил он.
   Полномочный представитель правительства Российской Федерации в высших судебных инстанциях адвокат Михаил Барщевский также считает, что у этого омбудсмена должен быть строго определённый набор полномочий, как, например, у уполномоченного по правам человека и уполномоченного по правам ребёнка. «Но кстати, насколько я знаю, эти два уполномоченных жалуются на то, что у них нет реальных полномочий быстро вмешаться в ситуацию, а применительно к бизнесу – приостановить решение органа исполнительной власти, решение следственных органов», - отметил он.
   В свою очередь премьер-министр РФ Владимир Путин возразил, что омбудсмен и не должен подменять собой другие структуры, в том числе судебные или исполнительные органы власти.
   М.Барщевский напомнил, что в Административном кодексе существует право приостанавливать деятельность предприятия на срок до 90 дней, «то есть по существу разорять предприятие». «Если у уполномоченного по бизнесу, у этого омбудсмена не будет права приостановить это решение, то его право на обращение в суд с учётом продолжительности судебных процедур… Так, не через 90, а через 85 дней по его иску будет признано, что неправильно приостановили. А дальше что? Это как с рейдерскими захватами – все рейдеры в итоге проигрывают судебные дела, только поздно», - пояснил он.
   «Надо подумать. Я согласен, что, без всяких сомнений, у этого человека должны быть определённые права, надо только подумать - какие. Они должны быть такими, которые не подменяли бы другие органы власти в государстве», - подытожил дискуссию В.Путин.
   «Я согласен с тем, что этот вопрос является открытым, но мы его будем обсуждать отдельно», - сказал премьер-министр.
   ИА "Альянс Медиа"