13.04.2012 Заседание Совета ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской деятельности В Торгово-промышленной палате Российской Федерации прошло заседание Совета ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской деятельности. В заседании приняли участие представители многих отраслей предпринимательской и профессиональной деятельности: строители, проектировщики, изыскатели, оценщики, аудиторы, арбитражные управляющие, транспортники, патентные поверенные и другие. В повестку дня заседания вошло обсуждение регламентирующих документов Совета, законодательных инициатив и проводимых мероприятий в области саморегулирования, рассмотрение проблем, мешающих развитию саморегулирования в России, а также обсуждение и утверждение Плана работы Совета. Заседание открыли и вели сопредседатели Совета – вице-президент ТПП РФ Александр Захаров и вице-президент Российской гильдии риэлторов (РГР) Константин Апрелев. Ими было предложено ограничить состав Совета 35 членами, отразить в названии Совета функцию саморегулирования не только предпринимательской, но и профессиональной деятельности и рекомендовать Президенту ТПП РФ Сергею Катырину и Правлению ТПП РФ утвердить регламентирующие документы Совета – Положение о Совете и персональный список членов Совета. Далее Константин Апрелев предоставил слово главному специалисту по методологии саморегулирования Департамента нормативного обеспечения и развития саморегулирования Национального объединения строителей Роману Ковнеру, который рассказал о проекте федерального закона № 126184-5 «О внесении изменений в Федеральный закон № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». По словам Романа Ковнера, первый законопроект, предполагающий установление приоритета общего законодательства над отраслевым, уже вызвал неоднозначные оценки экспертного сообщества. Некоторые эксперты считают, что он внесёт разлад в сложившуюся в России систему саморегулирования. Константин Апрелев предложил членам Совета разработать поправки в новый законопроект до 18 апреля с.г., а также принять активное участие в парламентских слушаниях на тему: «Законодательное обеспечение саморегулирования в России: опыт и перспективы развития», инициированных Комитетом Государственной Думы ФС РФ по вопросам собственности. Проведение слушаний намечено на 17 мая с.г. В процессе обсуждения прозвучавших предложений члены Совета отметили, что законопроект жёстко ограничивает права СРО и при вступлении в силу может явиться серьёзным препятствием для создания новых и деятельности уже существующих саморегулируемых организаций. По мнению членов Совета, закон о СРО при разнообразии моделей СРО может быть только рамочным. Фактически новый законопроект уравнивает неравные финансовые, организационные и другие возможности СРО таких разных отраслей, как, например, строительство и институт патентных поверенных. Беспокойство членов Совета вызвало и намеченное новым законопроектом повышение взносов в Компенсационный фонд СРО. Как заявил, подводя итоги обсуждения, Константин Апрелев, закон о саморегулируемых организациях должен быть развивающим, а не ограничивать деятельность уже действующих некоммерческих организаций, по сути являющихся саморегуляторами, без специального статуса СРО. Требуется обширное обсуждение прав национальных объединений СРО, так как излишняя регламентация деятельности саморегулируемых организаций и их национальных объединений может отбросить естественные эволюционные процессы саморегулирования в стране назад, призвал Константин Апрелев. Он также отметил, что, несмотря на неплохой опыт саморегулирования в сфере нотариата, Федеральный закон № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» содержит ряд концептуальных пробелов. Так, он не содержит квалификационных требований к специалистам СРО, которые могли бы придать качественный импульс саморегулированию. Механизмы присвоения статуса саморегулируемой организации и лишения его, смены её руководителя и дирекции нуждаются в более тщательной проработке, поскольку эти процедуры из-за неконкретности прописанных в законе норм при всей очевидности недобросовестности саморегулируемой организации растягиваются порой на месяцы. Нормы закона сегодня таковы, что организации, которая успешно занимается саморегулированием, зачастую невозможно официально стать саморегулируемой организацией, поскольку требованиям закона она не соответствует. Неэффективен и контроль за деятельностью саморегулируемой организации, которая может сегодня не исполнять большинства функций, возложенных на неё законом: стандарты работы СРО в тексте закона отсутствуют. Обсуждая пути дальнейшего совершенствования 315-ФЗ, члены Совета внесли предложения, в частности, по резкому сокращению взносов малых организаций в Компенсационный фонд СРО, дифференциации регулярных взносов организаций в зависимости от размеров и их финансовых возможностей, более чёткой регламентации исключения организации из СРО и возможности восстановления её членства в СРО через суд. Александр Захаров предложил оформить замечания к законопроекту о СРО в виде конкретных поправок от отраслевых профессиональных сообществ, а также обеспечить публичность работы Совета за счёт публикаций материалов об инициативах Совета на интернет-ресурсах членов Совета с целью их широкого общественного обсуждения. Эти предложения было единодушно поддержано членами Совета. По общему мнению участников дискуссии, существующая модель законодательства по саморегулированию и предлагаемые поправки к Федеральному закону № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» не позволяет эффективно развивать систему саморегулирования как инструмента укрепления добросовестной конкуренции в бизнес-сообществе. Решением Совета к основным проблемам саморегулирования были отнесены следующие: наличие недобросовестных саморегулируемых организаций и отсутствие эффективных механизмов воздействия на такие саморегулируемые организации; недостаточная информационная открытость саморегулируемых организаций; отсутствие эффективных законодательных мер по защите и сохранности компенсационных фондов саморегулируемых организаций; отсутствие единых стандартов и процедур для системы подтверждения квалификации членов саморегулируемых организаций и их специалистов, а также работников саморегулируемых организаций; излишне высокая компетенция исполнительных органов саморегулируемых организаций при недостаточной компетенции коллегиальных органов управления; отсутствие законодательного определения роли Национальных объединений саморегулируемых организаций; отсутствие взаимодействия между системами саморегулирования различных отраслей; относительная простота приобретения статуса саморегулируемой организации способствует появлению «недобросовестных» СРО. На решение этих проблем будет нацелена работа Совета в ближайшей перспективе, что нашло отражение в утвержденном Плане работы на 2012 год. Кроме того, Совет принял решение о необходимости формирования консолидированной позиции к Парламентским слушаниям «Законодательное обеспечение саморегулирования в России: опыт и перспективы развития», которые состоятся 17 мая 2012 года. В связи с этим очередное заседание Совета назначено на 14 мая, сообщает пресс-служба ТПП РФ. ИА "Альянс Медиа" |