01.07.2010 Москва: задачи бизнес-сообщества в реализации программы развития конкуренции Поддержка и развитие здоровой конкуренции – одна из основных функций государства, строящего рыночную экономику. В грамотной, успешной реализации этой функции заинтересованы все субъекты экономической деятельности и, в конечном итоге, все общество. Правительством РФ утверждена программа развития конкуренции в России и план мероприятий по реализации программы развития конкуренции в РФ на 2009-2012 гг. Конкурентная политика страны представляет собой комплекс последовательных мер, осуществляемых государством в целях обеспечения условий для состязательности хозяйствующих субъектов, повышения эффективности и конкурентоспособности российской экономики, модернизации предприятий и создания условий для обеспечения экономически эффективным способом потребностей граждан в товарах и услугах. Программой определено органам исполнительной власти субъектов РФ разработать региональные программы развития конкуренции. Срок создания региональных программ – до 1 сентября текущего года. В настоящее время подготовлена Программа развития конкуренции в городе Москве на 2010-2012 гг. Государственный заказчик и координатор программы - Департамент города Москвы по конкурентной политике. Исполнители программы - отраслевые и территориальные органы исполнительной власти города Москвы. Участниками программы выступают органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве, общественные и профсоюзные объединения и организации, представители объединений и организаций бизнес-сообщества, предприятия и организации города Москвы, средства массовой информации, население города Москвы. Обсуждение вопросов готовности московской программы развития конкуренции к реализации, отраслевого аспекта программы, а также участия бизнес-сообщества, общественных объединений предпринимателей столицы в реализации данной программы состоялось на заседании круглого стола в Московской торгово-промышленной палате 28 июня с.г. Круглый стол на тему: «Реализация программы развития конкуренции в городе Москве: партнерство власти и бизнеса» был организован Департаментом города Москвы по конкурентной политике и Московской ТПП и собрал большое количество участников от ведущих компаний города в базовых отраслях экономики, гильдий и комитетов МТПП, общественных объединений предпринимательства, саморегулируемых организаций (СРО), научной общественности, СМИ. От органов власти в работе круглого стола приняли участие: первый заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы, руководитель Комплекса экономической политики и развития города Москвы Юрий Росляк, министр правительства Москвы, руководитель Департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы Михаил Вышегородцев, директор Департамента развития конкуренции Минэкономразвития РФ Александр Пироженко, руководитель Департамента города Москвы по конкурентной политике Геннадий Дегтев, первый заместитель руководителя Департамента города Москвы по конкурентной политике Сергей Зайцев, первый заместитель руководителя Департамента науки и промышленной политики города Москвы Николай Бадаев, первый заместитель Департамента продовольственных ресурсов города Москвы Геннадий Лифинцев. Первый заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы, руководитель Комплекса экономической политики и развития города Москвы Юрий Росляк сообщил, что программа развития конкуренции в городе Москве в настоящее время проходит завершающий этап согласования по принципам и порядку формирования, и в начале июля программа будет окончательно оформлена и принята к реализации. Одной из главных составляющих программы развития конкуренции в Москве является развитие системы городского государственного заказа. Речь идет о совершенствовании нормативной и методологической базы в части размещения госзаказа, создании целого ряда инструментов, позволяющих сделать работу по реализации госзаказов и иных заказов в интересах потребителей более прозрачной, понятной и, главное, более эффективной. К таким процедурам относится система электронных торгов, и с первого июля городские власти приступают к размещению государственных заказов в режиме электронных торгов в массовом порядке, опередив, таким образом, переход всех регионов России на электронную форму размещения госзаказов, запланированный Правительством Российской Федерации с 1 января 2011 года. Юрий Росляк пояснил, что это опережение поможет московскому региону получить необходимый опыт и практические навыки, а также сэкономить определенные денежные средства к началу массовой работы по проведению торгов в электронном виде по всей стране. Электронные торги – важный элемент развития конкуренции, поскольку они предполагают анонимное участие в конкурсе и исключают давление на конкретного заказчика или корпоративный сговор. Экономический эффект при размещении госзаказов в режиме электронных аукционов составляет до 40% экономии денежных средств. Электронная система торгов позволяет выйти на прямую поставку товаров или прямое исполнение заказа, минуя посредников, следовательно, устраняются посреднические наценки. Развитие конкуренции требует комплексного подхода. Об основополагающих принципах построения программы развития конкуренции в городе Москве рассказал первый заместитель руководителя Департамента города Москвы по конкурентной политике Сергей Зайцев. Он, в частности, заявил, что программа включает как общие городские мероприятия, в том числе по созданию нормативно-правовой базы развития конкуренции, так и 18 отраслевых разделов по развитию конкуренции в различных отраслях (ЖКХ, строительства, транспорта и других). Докладчик отметил, что на этапе разработки программы Тендерным комитетом совместно с Московской ТПП были проведены опросы свыше 2 тыс. руководителей предприятий и организаций с целью выявления проблемных зон и определения возможностей развития конкуренции в конкретных отраслях с учетом потребностей предпринимательства. Более 70% респондентов свидетельствовали о росте уровня конкуренции во всех отраслях экономики города, при этом около 65% отмечали рост случаев недобросовестной конкуренции, в первую очередь в таких формах, как демпинг, обман потребителя, использование чужого продукта, сговор между организациями. Важнейшей задачей программы является привлечение общественных организаций и бизнес-сообщества к разработке и реализации мероприятий программы. Сергей Зайцев подчеркнул, что без обратной связи, без знания состояния конкурентной среды в отраслях органам исполнительной власти города будет трудно реализовать данную программу. Поэтому программа предполагает создание Общественного совета и привлечение представителей бизнес-сообщества в качестве экспертов для проведения экспертизы программных мероприятий. О роли и участии городского предпринимательского сообщества в создании и реализации программы развития конкуренции в городе Москве доложил президент МТПП Леонид Говоров. Одна из важнейших задач предпринимательского сообщества – формирование интегрированной оценки состояния конкурентной среды, степени ее развития в отраслях. Президент МТПП отметил, что это задача и общественных объединений, и отраслевых профессиональных объединений, и СРО. Кроме того, общественное участие в решении этой задачи должно осуществляться на системной основе, а не по принципу фрагментарных оценок по отдельным направлениям. Очень важной Леонид Говоров назвал задачу внедрения процедуры общественной экспертизы и предварительной оценки последствий принятия городских законов и распорядительных документов правительства Москвы. Здесь необходимо создание системы организационного, информационного и методического обеспечения данной работы. При этом может быть использован опыт проведения антикоррупционной экспертизы, который имеют общественные организации, в т.ч. опыт совместной работы МТПП и прокуратуры города, опыт Общественного совета Москвы. Необходимо участие представителей общественных объединений московских предпринимателей в работе конкурсных комиссий, экспертных групп, методических советов в целях повышения прозрачности размещения городского заказа и инвестиционных торгов. В качестве положительных примеров в данном вопросе Леонид Говоров указал на работу Департамента города Москвы по конкурентной политике и Департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства г. Москвы, которые активно привлекают к своей работе представителей общественности. Вместе с тем докладчик отметил, что у некоторых городских заказчиков по-прежнему отсутствует желание наладить совместную работу с общественными объединениями. Глава МТПП предложил обязательно включить в систему оценок соответствия принципам добросовестной конкуренции показатель деловой репутации предприятия и использовать при разработке механизма учета деловой репутации принципы ведения реестра надежных предприятий Москвы. Эту программу реализует Московская ТПП согласно законодательству и имеет значительный опыт в этой работе. Леонид Говоров обратил внимание представителей городских властей на то, что предложения, поступающие от предпринимателей или организаций, представляющих интересы предпринимателей, должны со всей серьезностью рассматриваться органами исполнительной власти на предмет реализации, поскольку они диктуются насущными потребностями рынка, и от их реализации зависит не только состояние бизнеса, но, в конечном итоге, состояние экономики региона. Также важно использование возможностей общественных организаций, в частности системы ТПП, в развитии межрегионального и международного сотрудничества применительно к расширению состава участников городских торгов и участию московских организаций в размещении заказа в других субъектах РФ (информационное обеспечение, конгрессно-выставочная деятельность, экспертиза и т.п.). По мнению главы МТПП, требуется создать систему анализа проблем, ограничивающих развитие конкуренции. Так, например, в строительных СРО в настоящее время идет явное ущемление возможностей для участия в них малых и средних предприятий, и эту тему следует обсуждать на общественном совете с активным участием предпринимательского сообщества. Леонид Говоров указал также на необходимость создания системы информационной поддержки программы развития конкуренции и пропаганды добросовестного предпринимательства, как в информационном плане, так и в рамках содействия продвижению продукции и услуг московских предприятий. Говоря о развитии конкуренции в городе, Леонид Говоров подчеркнул, что развитие конкурентной среды во многом определяет конкурентоспособность мегаполиса в целом. А это – привлечение инвестиций, бизнеса, делового туризма, финансов в столицу. О развитии конкурентоспособности мегаполисов, как о важнейшей задаче бизнеса и власти, шла речь на недавней встрече Группы «С-5» – руководителей торгово-промышленных палат Москвы, Парижа, Берлина, Лондона и Пекина. По этому важнейшему показателю Москва пока занимает не самое лучшее место. Президент МТПП обратил внимание участников круглого стола на необходимость уже сейчас задуматься о создании аппарата Общественного совета, который должен работать на постоянной основе. Этому органу предстоит решать довольно трудные задачи обеспечения работы совета, и здесь без государственной поддержки не обойтись. Свою оценку программы развития конкуренции в Москве высказал директор Департамента развития конкуренции Минэкономразвития РФ Александр Пироженко. Он, прежде всего, отметил инновационную суть программы. В московской программе предусмотрен ряд мер, которых нет в программах других регионов России, в частности создание Общественного совета. Позитивным результатом работы над программой явилась качественная разработка инфраструктуры для ведения бизнеса, которую Минэкономразвития рекомендует другим регионам в качестве примера. Наряду с положительными оценками, глава департамента высказал ряд замечаний, которые главным образом касались недоработок в отраслевых разделах программы, а именно: отсутствия конкретики по ряду программных мер отраслевого аспекта. Александр Пироженко привлек внимание участников круглого стола к задаче создания конкурентного климата в регионе. Так, он сообщил о начале проведения Всемирным банком исследования «Doing business» в регионах России. Важно, чтобы работа правительства Москвы по улучшению предпринимательского климата получила адекватную оценку в рейтинге «Doing business», которая считается объективной международной оценкой состояния бизнеса в регионе. Александр Пироженко выразил мнение, что программа развития конкуренции в городе Москве после окончательной доработки сможет быть представлена в качестве модели для совершенствования аналогичных программ в других регионах. Первый заместитель руководителя Департамента науки и промышленной политики Москвы Николай Бадаев в кратком выступлении предложил включить в программу задачу по разработке системы стандартов и меры по борьбе с контрафактной продукцией. На заседании также выступили генеральный директор Московской международной бизнес-ассоциации Александр Борисов, начальник отдела контроля органов власти Московского УФАС России Ольга Сусликова, руководитель ГУ «Центр реформы в ЖКХ» Ирина Шрамко, председатель Экспертного совета при Комиссии по экономической политике и предпринимательству Мосгордумы Наталья Малофеева, председатель Комитета по рейтингам Ассоциации развития финансовых коммуникаций и отношений с инвесторами Виктор Зимин, председатель Гильдии логистических операторов МТПП Светлана Домнина, заместитель председателя Гильдии негосударственных структур безопасности Сергей Айрапетян. Участники заседания высказали предложения по конкретным отраслевым направлениям, связанные с созданием конкурентной среды, и выразили готовность участвовать в доработке и реализации данной программы. Участники круглого стола приняли за основу проект резолюции, содержащей решения, касающиеся участия бизнес-сообщества и общественных организаций в реализации программы развития конкуренции в городе Москве. ИА "Альянс Медиа" |