10.04.2012 С.Собянин: нынешняя Москва достигла пределов своего развития В нынешних границах Москва достигла пределов своего развития, заявил мэр столицы Сергей Собянин на совещании по вопросу развития московской агломерации. В доказательство он привел следующие данные. Население Центрального федерального округа сегодня составляет 38,5 миллиона человек, из которых 11,5 являются жителями Москвы. За последние 10 лет население Москвы увеличилось на 1,5 миллиона человек, население Московской области - на 0,5 миллиона человек. При этом в других регионах Центрального федерального округа, за исключением Белгородской области, население уменьшается. Как результат, доля населения московского региона в общем население ЦФО продолжает расти, и сегодня она достигла почти 50 процентов. Плотность населения московского региона в 10 раз превышает плотность любого другого субъекта Федерации в Центральном округе, и, скорее всего, эти процессы будут продолжаться и дальше, отметил мэр. Это означает, что концентрация населения будет продолжаться в этом регионе и в дальнейшем. Также отчётливо видна тенденция и к концентрации рабочих мест. За 10 лет увеличение количества рабочих мест в Москве и Московской области составляет 1 миллион 700 тысяч. При этом внутри самой Москвы по концентрации труда абсолютно доминирует исторический центр. С.Собянин отметил, что это явление характерно именно для последних годов. 20-30 лет тому назад значительная часть рабочей силы концентрировалась в промзонах ближе к окраинам. Но сегодня там практически нет рабочих мест нет или они уменьшаются, а в центре появляются новые и новые рабочие места. Такую структуру занятости невозможно обеспечить без активной трудовой миграции населения, что, в свою очередь, вызывает сверхвысокую нагрузку на транспортные коммуникации. «В режиме хронической перегрузки работает сегодня свыше 40 процентов линий Московского метрополитена. Перегружена улично-дорожная сеть Москвы и все вылетные магистрали в радиусе 30-40 километров от МКАД. За пределами этой зоны в радиусе 50-70 километров они находятся на пределе пропускной способности. Миллионы людей вынуждены проводить в транспорте по нескольку часов в день, существенно сокращая как время отдыха и досуга, так и активной трудовой деятельности», - отметил С.Собянин. Московский регион продолжает развиваться в рамках сложившейся моноцентричной структуры с единственным центром и широкой периферией. Из-за этого и в столице, и в Подмосковье, и в регионах ЦФО нарастают серьёзные структурные проблемы. Прежде всего, это дисбаланс между многочисленными зонами расселения и единственно значимой зоной приложения труда. В свою очередь, это порождает транспортный коллапс, снижает качество городской среды, влечёт за собой серьёзные экологические и социальные проблемы. Чтобы решить эти проблемы, необходимо идти тем же путём, что и другие крупные города мира, а именно создавать рационально организованную большую московскую агломерацию, внутри которой будут функционировать не один, как сегодня, а несколько крупных центров деловой и общественной жизни, считает С.Собянин. По его мнению, такая полицентричная агломерация снимет проблемы некомфортного проживания из-за чрезмерной концентрации людей в одном центре. В то же время агломерация позволит обеспечить устойчивое развитие экономики на базе удобных технологических и логистических цепочек. С.Собянин подчеркнул, что речь не идёт о слиянии двух субъектов Федерации. «Общая задача – обеспечить согласованное и сбалансированное развитие Москвы и Московской области за счёт эффективной координации усилий федеральных органов власти, правительства Москвы и правительства Московской области», - пояснил он. Такая совместная работа, по его словам, идет уже сейчас. В апреле прошлого года согласована программа развития Московского транспортного узла до 2020 года, которая обеспечивает координацию усилий федеральных, городских, областных органов власти и руководства российских железных дорог. Как рассказал мэр Москвы, программа развития Московского транспортного узла предусматривает следующие мероприятия. Во-первых, это интеграция различных видов общественного транспорта за счёт создания системы транспортно-пересадочных узлов и единых систем оплаты проезда. Во-вторых, планируется обеспечить приоритетное развитие пригородного железнодорожного транспорта, который возьмёт на себя основную роль в пассажирских перевозках. В-третьих, будет продолжена модернизация вылетных магистралей в Москве и Московской области с перспективой организации скоростного автобусного сообщения. В-четвёртых, будут строиться новые хордовые дороги, которые позволят перемещаться между различными центрами агломерации, минуя Москву, а внутри Москвы – минуя центральную часть города. Что касается новых территорий Москвы, на них планируется выделить несколько градостроительных зон с различным режимом освоения: «ближний пояс, где будет уместна частичная урбанизация; средний пояс, где следует реализовывать проекты создания локальных градостроительных комплексов и социальных объектов в природном окружении; и дальний – это в основном рекреационный пояс, предназначенный для развития туризма, отдыха, сохранения сложившейся природной среды. По площади именно он будет наибольшим», - рассказал С.Собянин. Он отметил, что на новых территориях прорабатывается размещение 6 новых центров деловой и общественной активности: это административно-деловой кластер, включая правительственный квартал; финансово-деловой центр; кластеры исследований и инноваций; университетский кластер; медицинский кластер; рекреационно-туристический кластер. Административно-деловой и финансовый кластеры, варианты размещения в новой Москве зданий органов государственной власти и офисно-деловых центров находятся в стадии проработки. По словам С.Собянина, желание переехать в новую Москву высказывают многие крупные и средние компании, для которых размещение в центре города не всегда экономически целесообразно, и главное – обеспечить для их сотрудников нормальную транспортную доступность. Также предстоит определиться с размещением объектов финансово-делового центра. Инновационные кластеры – это, прежде всего, Сколково и Троицк. «Перспективы Сколково понятны. Добавлю лишь то, что с учётом принятого решения о проведении G8 необходимо ускорить строительство инфраструктуры на этой территории. За три года, 2012-2014 годы, мы намерены создать для Сколково совместно с коллегами из области и правительства Российской Федерации эффективную транспортную инфраструктуру. Сколково получит удобный выход в Москву, в том числе за счёт создания на территории города новой скоростной магистрали, это северо-западная хорда, которая пройдёт по западным и северным районам Москвы. Сооружение этой магистрали уже идёт полным ходом», - сообщил С.Собянин. В Троицке предполагается развивать традиционную специализацию этого наукограда: ядерные и лазерные технологии, современную медицину, новые материалы. На базе Троицкого института инновационных и термоядерных исследований Курчатовский институт планирует реализацию мегапроекта по созданию установки для термоядерного синтеза. «Этот проект будет одним из самых крупных в мире и даст толчок в развитии тысячам малых и средних инновационных предприятий в этом месте», - считает С.Собянин. Будут развиваться университетские и образовательные кластеры. «Создание на новых территориях одного-двух студенческих кампусов и жилья для преподавателей откроют возможность для нового, современного обустройства университетов, многие из которых сегодня расположены в Москве и разбросаны по различным территориям», - отметил мэр. Следующее направление - медицинский кластер. На новых территориях возможно размещение клиник и реабилитационных центров. «Рекреационно-туристические центры, лесные массивы занимают 50 тысяч гектаров, то есть, по сути дела, треть новой Москвы. На них расположено более 10 особо охраняемых природных территорий областного и местного значения. После присоединения к городу эти территории будут развиваться как крупные национальные парки, охраняемые территории, центры изучения и охраны живой природы, отдыха, туризма и рекреации», - цитирует слова мэра пресс-служба Кремля. Развитие новых территорий открывает новые возможности и для жилищного строительства, отметил С.Собянин. По его словам, в ближайшем поясе уже приняты решения о строительстве около 30 миллионов квадратных метров жилья. «Мы должны переходить на строительство комфортного малоэтажного жилья с опережающим размещением мест приложения труда и всей необходимой социальной инфраструктуры», - подчеркнул мэр. «Это чрезвычайно важно с учётом того (я говорил ранее), что у нас на окраинах сложился колоссальный дефицит мест приложения труда. Поэтому мы как минимум должны создавать новые жилые массивы, сбалансированные с рабочими местами, а по-хорошему – даже с профицитом. Важно, чтобы создавался профицит привлекательных рабочих мест», - заявил он. С.Собянин отметил, что сделать это будет непросто с учётом того, что сегодня уже ведётся достаточно массированное жилищное строительство, и на руках у инвесторов имеется вся градостроительная документация. Освоение новых территорий планируется начать с благоустройства населённых пунктов, модернизации социальных объектов, решения проблем электро-, газо-, водо- и теплоснабжения, максимального приведения их к городскому стандарту, заявил мэр. В том числе, по его словам, это касается и большого количества дачных посёлков, многие из которых сегодня лишены нормальной инфраструктуры. Следующая задача – развитие транспортной инфраструктуры как на новой территории, так и на существующей территории города. В ближайшие годы предстоит сформировать внутри МКАД три новых хордовых направления – северо-западную хорду, северо-восточную и южную рокаду. Запланирована реконструкция МКАД, Ленинского проспекта, Профсоюзной улицы и Калужского шоссе. Реконструкция Варшавского шоссе будет закончена к концу текущего года. Ещё одна задача – реконструкция или новое строительство поперечных направлений на новых территориях, например, трассы Солнцево – Бутово – Видное, которая может стать дублёром МКАД на этом участке. В адресную инвестпрограмму Москвы на 2012-2014 годы заложен первый транш средств на мероприятия по развитию дорог на новых территориях, отметил С.Собянин. Уже в этом году за счёт федеральных средств РЖД должно начать реконструкцию направлений Москва–Переделкино и Москва–Усово с перспективой запуска пригородных экспрессов. Одной из задач, которые решаются в ходе расширения Москвы, является создание условий для превращения столицы в мировой финансовый центр. По словам С.Собянимна, основным вкладом новых территорий в реализацию планов по созданию МФЦ станет решение накопившихся проблем Москвы: это разумно организованная агломерация; её полицентрическое развитие; транспортная схема; возрождение исторического центра; строительство новых гостиниц, баз, объектов отдыха и рекреаций; создание новых кластеров здравоохранения, науки и образования. Для того, чтобы понять, какие практические шаги необходимо предпринять для формирования большой московской агломерации, какие направления развития являются наиболее перспективными, в январе 2012 года правительствами Москвы и Московской области был объявлен международный конкурс по разработке проекта концепции развития московской агломерации. Как сообщил С.Собянин, на участие в конкурсе поступило 67 заявок, из которых 30 представлено российскими организациями, 37 – зарубежными. После проведения оценки поступивших заявок международная группа экспертов определила 10 авторских коллективов, которым предстоит право разработки концепции развития агломерации. Россию представляют четыре коллектива, другие страны – шесть. Обязательным условием для каждого предложения является создание предпосылок для повышения качества жизненной среды, подчеркнул мэр. Это проработанная транспортная схема, щадящая развитие территории, благоустройство зелёных зон. «В результате конкурса мы рассчитываем получить 10 вариантов развития московской агломерации, из которых жюри выберет лучшее решение. Абсолютного победителя конкурса не будет. Все рациональные предложения, поступившие от участников, должны быть учтены в схеме развития московской агломерации, в будущем генеральном плане и правилах землепользования и застройки», - рассказал он. С.Собянин также отметил, что для осуществления планов по созданию московской агломерации необходимо предусмотреть в Градостроительном кодексе возможность разработки единого документа территориального планирования для Москвы и Московской области, Также требуются поправки в земельное, градостроительное и другое законодательство. ИА "Альянс Медиа" |