09.04.2012  После провала первой части антикоррупционной кампании власти перешли ко второй

   Законопроект о контроле над соответствием расходов и доходов чиновников на прошлой неделе внес в Госдуму президент Дмитрий Медведев (до 5 апреля проходила его «общественная экспертиза»). Документ предполагает, что госслужащим придется отчитываться не только о том, сколько они зарабатывают, но и о том, сколько они тратят. Правда, лишь в том случае, если сумма покупки превысит трехгодовой суммарный семейный доход. Независимые эксперты уверены – второй виток официальной борьбы с коррупцией ожидает такое же фиаско, как и первый.
   Декларирование доходов чиновников дало нулевой эффект, признал недавно Дмитрий Медведев на заседании рабочей группы «Открытого правительства». А ведь именно на этом строился объявленный президентом четыре года назад «крестовый поход» против взяточничества и мздоимства. Констатировав неудачу, Медведев предложил атаковать коррупцию с другой стороны, а именно – анализировать чиновничьи расходы.
   Законопроект «О контроле за расходами» был опубликован в Интернете для общественной экспертизы, которая продолжалась до 5 апреля. На интернет-форуме, где размещен текст законопроекта, граждане активно делятся своими замечаниями относительно него. По мнению пользователей сети, текст изобилует всевозможными лазейками.
   «Проект не предполагает выяснения обстоятельств «жизни не по средствам», а только допускает проверки по отдельным вопиющим случаям, да и то не по всем, – пишет один из участников форума. – Все, что не попадает под действие данного закона, негласно становится «разрешенным», что будет стимулировать к дальнейшему росту коррупции. А под действие закона фактически не попадает ничего, так как заложены такие исключения, что смысл в законе пропадает полностью. Так, по факту приобретения предметов роскоши и дорогих услуг затребовать проверку уже нельзя. Правила позволяют записать крупные активы на других близких родственников, в том числе на родителей, совершеннолетних детей и т.д.».
   Другой «эксперт» замечает, что закон не содержит справедливого возмездия за нанесенный ущерб от коррупции: «Сколько бы чиновник не воровал, максимальная мера ответственности – это вернуть ту часть наворованного, которую удастся доказать в ходе проверки. Так и чем он рискует?»
   Президент фонда «Индем» Георгий Сатаров уверен, что нужны не отдельные меры вроде подачи деклараций о доходах или расходах, а соответствующие условия в стране – свобода слова, политическая конкуренция, свободные СМИ. «Чтобы контролировать чиновников, нужна прежде всего демократия, – отмечает эксперт. – Другого не дано. Ведь понятно, что главная проблема не в отсутствии норм, а в их исполнении».
   Аналогичной позиции придерживается член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Борис Резник. «Законы у нас просто не работают, это не борьба с коррупцией, а имитация такой борьбы», – пояснил депутат.
   Главная причина провала реформы – фактическое отсутствие санкций за коррупционные правонарушения, уверен заместитель руководителя Центра антикоррупционных исследований и инициатив Transparency International Иван Ниненко. Максимально, что может грозить проштрафившемуся чиновнику, – это увольнение. «Буквально недавно краснодарская прокуратура отчиталась об увольнении сотрудника Роскомимущества, который скрыл 10 млн. руб., – привел пример г-н Ниненко. – В то время как за намеренное сокрытие должна полагаться уголовная ответственность».
   «Одних и тех людей в правительстве тасуют, как в карточной колоде, – отмечает юрист общественного проекта по контролю над расходованием бюджетных средств «РосПил» Константин Терехов. – Ничего не дают и декларации, поскольку они должным образом не проверяются. Контроль возможен лишь тогда, когда затем следует проверка по соответствующим сообщениям. Нужно, чтобы по случаям возбуждались дела. Они должны стать достоянием общественности. А сейчас никакого результата нет».
   Эксперт приводит несколько примеров из своей практики, подтверждающих его слова. Общее количество обращений «РосПила» в Федеральную антимонопольную службу – 95. Количество обращений, признанных обоснованными, – 54. Общая сумма заказов, по которым были пресечены нарушения – более 40 млрд руб. Но, как отмечает г-н Терехов, за все время по этим обращениям удалось инициировать только административные дела и ни одного уголовного. «Нам отвечают, что нет даже оснований для того, чтобы провести расследование, – поясняет г-н Терехов. – Здесь даже речь не идет о том, чтобы кого-то посадить, а даже просто не разбираются».
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Новые известия"