09.04.2012  Россияне по-прежнему не видят положительных изменений в экономике РФ

   Россияне по итогам первого квартала по-прежнему не находят положительных изменений в экономике РФ, а индекс их потребительской уверенности отражается минусовым значением, сообщает Росстат.
   В то же время, по данным ведомства, потребительские ожидания в России в первом квартале 2012 года незначительно выросли по сравнению с четвертым кварталом 2011 года.
   "Индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, в первом квартале 2012 года по сравнению с четвертым кварталом 2011 года вырос на 2 процентных пункта и составил минус 5%", - говорится в сообщении Росстата.
   Таким образом, этот индекс демонстрировал медленный, но постоянный рост с начала прошлого года, когда находился на уровне около минус 13 процентов.
   Его повышение в первом квартале, отмечает Росстат, обеспечивалось ростом индексов ожидаемых и произошедших изменений в личном материальном положении и индекса ожидаемых изменений в экономике России.
   В частности, в ближайшие 12 месяцев положительных изменений в экономике страны ждут 26% опрошенных (в четвертом квартале - 22%). Отрицательные изменения прогнозируют 17% респондентов (против 19 в прошлом квартале).
   Улучшения личного материального положения ждут 16% россиян, а ухудшения - 15% (против, соответственно, 14 и 17 в четвертом квартале 2011 года).
   В то же время, уже произошедшие изменения в экономике РФ положительно оценивают 21% россиян, а 23% считают их отрицательными, в то время как 55% респондентов не видят изменений ситуации. Таким образом, этот индекс остается отрицательным, минус 3%, не изменившись по сравнению с последним кварталом 2011 года.
   Почти на том же уровне, минус 4 процента, остался индекс произошедших изменений в личном материальном положении. Доля положительных оценок составила 17%, отрицательных - 23%.
   По-прежнему низким (-20%) в начале текущего года остается также индекс благоприятности условий для крупных покупок, увеличившись только на 1% по сравнению с прошлым кварталом. Еще ниже индекс благоприятности условий для сбережений - минус 37%.
   Значительную разницу в потребительских ожиданиях Росстат отмечает у разных возрастных групп населения России. Если молодежь в возрасте от 16 до 29 лет склонна к оптимизму (индекс потребительской уверенности в первом квартале на 5,5% выше среднего, составляет 0,5%), то средняя возрастная группа (от 30 до 49 лет) чувствует себя гораздо менее уверенно (индекс -5%). Индекс потребительской уверенности старшей возрастной группы, после 50 лет, еще ниже (-8%).
   Такая же разница отмечалась и в прошлом квартале - индексы составляли -0,5%, -7% и -10% соответственно.
   Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации (через год) в РФ среди молодежи составил 9%, у лиц среднего возраста - 3%, у старшего поколения - 2%.
   В то же время, по данным Евростата, потребительские ожидания в большинстве стран Европы гораздо ниже российских. В частности, в феврале 2012 года самый низкий индекс потребительской уверенности зафиксирован в Греции (-83,5%). Очень низкие индексы также отмечаются в Португалии (-53,9%), на Кипре (-45,7%), в Венгрии (-49%), Болгарии (-43,2%), в Словакии (-31,7%), в Италии (-30,7%). Значения от -20 до -30 показывают индексы Бельгии, Великобритании, Испании, Литвы, Нидерландов, Польши, Словении, Франции и Чехии.
   Положительные индексы в феврале 2012 года зафиксированы только в Дании (5,6%), Финляндии (7%) и Швеции (4,9%).
   Индекс потребительской уверенности рассчитывается как среднее арифметическое значение 5 частных индексов: произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения; произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в России; благоприятности условий для крупных покупок.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам РИА "Новости"