07.04.2012  Поправки в ГК РФ: одним - упрощение, другим - инвестпривлекательность

   Внесенные в Госдуму поправки в ГК РФ должны улучшить защиту интересов собственников и унифицировать российское корпоративное законодательство с зарубежным, считают опрошенные агентством "Прайм" эксперты. По их словам, жизнь непубличных компаний во многом упростится, публичные же, ужесточив регулирование, станут привлекательнее для инвесторов.
   Президент РФ Дмитрий Медведев в понедельник сообщил, что внес в Госдуму поправки в Гражданский кодекс (ГК) РФ, которые касаются основополагающих институтов гражданского права. Предлагается, в частности, разделить юридические лица на публичные и непубличные, отказавшись от конструкций закрытого и открытого акционерного общества (ЗАО и ОАО). При этом уже созданным юрлицам перерегистрация не понадобится.
   Кроме того законодательно закрепляется новая форма защиты имущественных интересов участников корпорации. Речь идет, в том числе, об антирейдерских инициативах.
   Поправки в ГК готовились в течение нескольких лет и вызваны тем, что с момента принятия первой части Гражданского кодекса прошло полтора десятилетия, и за эти годы реалии экономической жизни изменились довольно значительно. Власти надеются, что их принятие и реализация отвечают интересам страны.
   Опрошенные агентством "Прайм" представители бизнес-сообщества в целом расценивают поправки оптимистично. "В целом идеологически поправки мы одобряем и считаем, что они повысят уровень защищенности интересов собственников", - рассказал президент РСПП Александр Шохин.
   По его словам, РСПП достаточно плотно участвовала в обсуждении поправок, работала с Минэкономразвития, Советом по кодификации и другими структурами. "Поэтому для нас многое не является сюрпризом - в частности, деление компаний на публичные и непубличные. Это одна из активно обсуждавшихся идей, и, на наш взгляд, такая классификация действительно упростит жизнь компаний и их восприятие в бизнес-сообществе", - отметил он.
   "Много сил мы потратили, чтобы не допустить увеличения требований к капиталу ООО, что ущемило бы малый бизнес. Путем увеличения требований к капиталу нельзя бороться с такими нарушениями, как мошенничество, фирмы-однодневки и тому подобное", - считает Шохин Кроме того, на данном этапе удалось убрать ряд избыточных процессов, таких как распространение нотариальных действий на протоколы собраний акционеров, добавил он.
   Новации стратегически правильные, и ЗАО действительно во многом дублирует ООО за исключением фактора публичности, констатировал вице-президент "Деловой России" Николай Остарков.
   По его мнению, поправки в ГК направлены на унификацию российского законодательства с законами тех стран, где компании делятся на те, что выходят на фондовый рынок, и на те, кому это нужно лишь опосредовано. На первых возлагаются дополнительные требования в плане ведения бизнеса и отчетности, пояснил Остарков. Если это реализуется в России, то наше законодательство станет понятнее иностранным инвесторам, добавил он.
   "Вопрос, насколько своевременно власть задумалась об этих поправках", - рассуждает он. Сейчас у бизнеса много куда более важных проблем - экономика еще не полностью вышла из кризиса, высокие налоги, коррупция, низкая инвестпривлекательность. В этой ситуации странно затевать эстетические преобразования, полагает вице-президент "Деловой России".
   Он также обратил внимание на то, что очень важно сохранение действующих ЗАО и ОАО в прежнем виде на неограниченный промежуток времени. "Если нынешние и будущие формы будут существовать параллельно, будет лучше для всех - и для бизнеса, и для инвесторов, которые весьма болезненно воспринимают любые намеки на передел собственности", - пояснил он.
   При этом Остарков не видит проблем в реализации поправок, если они будут приняты. "Вспомним, что в начале 90-х годов существовали паевые банки. Никто их принудительно не упразднял, и со временем они вымерли естественным путем. Теоретически подобный сценарий возможен и здесь", - рассуждает он. Представитель "Деловой России" добавил, что законодательные новации находятся в стадии обсуждения, и еще предстоят поправки.
   Шохин согласен с тем, что в поправках есть положения, над которыми еще предстоит долгая работа, например, касающиеся земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости. Сложности здесь скорее технические, они касаются формы единого кадастра, пояснил президент РСПП. Поправки еще будут активно обсуждаться, так что возможности для этого есть, отметил он.
   Поправки потребуют изменений корпоративного законодательства, но не создадут трудностей для компаний, считает директор департамента инновационного развития и корпоративного управления Минэкономразвития РФ Иван Осколков. Необходимо будет серьезно править законы о хозяйственных обществах - или корректировать закон "Об акционерных обществах", или создавать новый закон "О хозяйственных обществах", отметил он.
   Осколков подчеркнул, что один из ключевых посылов в том, что президентскими поправками в ГК должна быть создана возможность более гибкого регулирования непубличных обществ. Для них будет особое регулирование процедур корпоративного управления во внутренних документах так, как удобно акционерам.
   Для публичных компаний наоборот будет более жесткое законодательное регулирование с той целью, чтобы инвесторы понимали защищенность своих прав. Это предполагает, в том числе, информационную открытость, стандартизацию требований к полномочиям органов управления, к порядку работы этих органов, например, собрания акционеров, и много другое.
   "Никаких действий от обществ не потребуется - не будет никакой угрозы ликвидации, закрытия банковских счетов или необходимости перерегистрации", - заверил Осколков.
   При этом сроки ставятся сжатые: Госдума может рассмотреть внесенные президентом поправки в Гражданский кодекс в первом чтении уже в апреле, а во втором и третьем чтениях - до конца весенней сессии. Вступить в силу они могут с 1 сентября 2012 года.
   По мнению Шохина, спешка здесь не нужна. "Может быть, не следует обозначать дату и торопиться принять их в весеннюю сессию. Для обсуждения потребуется время, и ко второму чтению документ может существенно измениться", - полагает он.
   Оптимальным сроком вступления поправок в силу Шохин считает январь 2013 года. Это позволит внимательно подойти к процессу публичного обсуждения и минимизировать практические проблемы, которые могут возникнуть у организаций после их вступления в силу. "Не форсировать, и больше публичности", - заключил президент РСПП.
   По словам Осколкова из Минэкономразвития, дата 1 сентября - это упрощение. "Нужно будет смотреть ближе ко второму чтению, когда для различных норм будет определена дата вступления в силу. Дождемся второго чтения, будем говорить о датах", - отметил он.
   В свою очередь, Остарков не видит проблем с вступлением новаций в силу уже с 1 сентября, поскольку существующих форм собственности они не затронут. "Новые компании органично впишутся в действующее правовое поле", - уверен он.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам РИА "Новости"