05.04.2012 Сможет ли спасатель Шойгу спасти Московскую область В новую должность нынешний глава МЧС России вступит в мае этого года, после того, как нынешний губернатор Борис Громов покинет свой пост. Новому губернатору достанется в наследство от своего предшественника целый комплекс нерешенных проблем. Эксперты подчеркивают, что Подмосковье - регион очень сложный, инфраструктурно запущенный, с разнородным местным самоуправлением, с большим дефицитом бюджета, который пока превышает 50% собственных доходов области. Приданое к губернаторскому креслу Сергей Шойгу получит незавидное - регион до сих пор не оправился от финансового и бюджетного кризиса, в котором оказался в 2008 году; добавим к этому транспортные проблемы, проблемы ветхого жилья, износ инфраструктуры ЖКХ и т.д. А еще проблема нелегальной миграции - область наряду с Москвой лидер по числу нелегальных мигрантов, не говоря о том, что, по словам президента Института Национальной стратегии Михаила Ремизова, некоторые города Подмосковья считаются криминальными вотчинами. "В Подмосковье очень сильна внутренняя неоднородность, наукограды соседствуют в нем с рабочими, несколько маргинальными, территориями, - рассказала директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. - Новому губернатору невозможно будет давить методами командной системы, ему придется искать очень трудный баланс интересов". В последние несколько лет в Подмосковье прогремело несколько крупных коррупционных скандалов, последним из которых стала громкая история с нелегальным игорным бизнесом. Крайне коррупционно опасной остается схема использования главного ресурса Московской области - земли, поскольку земельный кадастровый учет в регионе до сих пор не завершен, и это открывает большие возможности для манипуляций. Смена главы региона может стать единственным эффективным средством наведения порядка, считает генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин. Новому губернатору придется компенсировать бюджетные потери возвратом средств, украденных чиновниками, и в этой ситуации вряд ли обойдется без уголовных дел. "Сергей Шойгу, человек из почти военной структуры, должен заставить ходить региональное начальство строем, - сказал политолог. - Надеюсь, что у него это получится: опыт у него бесценный и богатый. Мне кажется, именно поэтому ему и поручен столь трудный регион в столь трудное время". По данным министерства ЖКХ Подмосковья, в 2011 году коммунальные сети области были изношены наполовину, а в некоторых населенных пунктах этот показатель превысил 80%. По-видимому, бывшему главе МЧС придется немедленно приступить к спасению ситуации. По установленному порядку, ремонт изношенных сетей ЖКХ находится в сфере ответственности муниципалитетов, а не областных властей. В городах-сателлитах Москвы муниципальные бюджеты еще как-то справляются с финансированием этой задачи. Но в более удаленных от центра районах муниципальных средств на ремонт сетей не хватает. Повышением тарифов на услуги ЖКХ этот дефицит покрыть не получится, полагает ведущий юрисконсульт фонда "Институт экономики города" Дмитрий Гордеев. "Я думаю, что лимит повышения тарифов исчерпан, - рассказал эксперт. - Новому губернатору придется столкнуться с необходимостью вкладывать в ремонт и развитие сетей ЖКХ средства из бюджета области, а для этого понадобится принимать специальные программы". Другой проблемой в жилищной сфере стали неразвитость рынка управления многоквартирными домами и очень низкий уровень развития товариществ собственников жилья (ТСЖ). Местные администрации сегодня не оказывают содействия развитию конкуренции между управляющими организациями, оказывая предпочтение "дружественным" структурам, а в результате страдает качество обслуживания жильцов, полагает Дмитрий Гордеев. Еще одна болевая точка Подмосковья - нехватка дорог и их плохое состояние. Бюджет области не справляется с финансированием этой сферы, и новому губернатору придется просить дотации у центра либо сокращать какие-то программы, считает руководитель Московского центра борьбы с пробками Александр Шумский. Ситуация усугубляется тем, что в области нет единой системы координации и управления дорожно-транспортной системой, каждый район действует автономно. Любое строительство новых дорог потребует сноса деревень или дачных поселков, что может спровоцировать недовольство жителей региона, считает эксперт. "В последние годы жильем застроили все земли, зарезервированные ранее под дорожное строительство, - пояснил эксперт. - Но снести поселок не так-то просто, и Сергею Шойгу предстоит искать способ решения этой сложной задачи". Многие эксперты называют наиболее сложной проблемой Московской области именно хаос земельных отношений и конфликты между главами городов и городских образований, которые, как удельные князья, ведут друг с другом борьбу за землю. "Это огромная зона хаотического беспорядка, когда где-то торчат складские корпуса, где-то торчат промышленные корпуса, где-то безобразного вида поселки, где-то более пристойного вида поселки, - так описывает Подмосковье член Общественной палаты РФ, политолог и эксперт в области урбанистики Вячеслав Глазычев. - В общем, абсолютный хаос, анархия и разбой в отношении землепользования. Где чего ухватывали, добывали, переводили земли под стройки. Большего хаоса, чем ближнее Подмосковье, я в стране знаю очень мало". Попытается ли Шойгу "наводить со всем этим порядок"? Задача эта крайне трудная, ведь власти городских округов, по мягкому выражению г-на Глазычева, "очень тяжелый народ". Дело в том, что Подмосковье, в отличие от большинства регионов, полицентрично - здесь нет столицы или иного административного центра, которому бы по статусу подчинялись прочие территориальные образования. Добавим сюда уже упомянутую неурегулированность земельных и хозяйственных отношений и получим готовую почву для междоусобиц. "На мой взгляд, это не просто проблема, это реальность Московской области, с которой сделать ничего нельзя - муниципальный уровень весьма самодостаточный, самостоятельный, амбициозный, местами криминальный и коррумпированный, - говорит руководитель департамента региональных исследований Центра политических технологий Ростислав Туровский. - Область действительно полицентрична, и в ней невозможно выстроить властную вертикаль". Перед Шойгу, по мнению экспертов, два пути: вступить в борьбу с местными элитами - или искать компромисс с ними, как это делал его предшественник Борис Громов, ограничиваясь отдельными кадровыми решениями и точечными операциями против наиболее неугодных. При этом эксперты подчеркивают, что опыт управления такой крупной, но вертикальной, военизированной структурой, как МЧС, никак не поможет Шойгу в решении этой проблемы. "Он [Шойгу] привык управлять военизированной структурой, привык к директивным методам управления. Ему может оказаться сложно находить общий язык с главами подмосковных городов", - полагает Михаил Ремизов. Единственный козырь, который есть у нового главы региона - это популярность, довольно высокий рейтинг и, как полагают некоторые эксперты, довольно большие связи во властных структурах и в бизнесе. Этот тезис оспаривается другими экспертами. "Не нужно преувеличивать его [Шойгу] влияние и связи, - не согласен с коллегой Ростислав Туровский. - Пока он был главой МЧС, он сам был лидером определенного клана. В новом правительстве у него может не оказаться связей. Я его уход из правительства воспринимаю как почетную отставку, а не как почетную миссию". "К нему хорошо относятся. Он никому не мешал. А какое это имеет отношение к реальным задачам? - недоумевает Вячеслав Глазычев. - Доля, которую можно на хорошем отношении выпросить, все равно будет ничтожна по отношению к задачам". В таком положении главной задачей нового главы области действительно станет поиск компромиссов с "подмосковными царями" - так назвал глав городских образований Ремизов из ИНС - и сохранение многолетнего статус-кво. "Другими словами, в этой ситуации для Шойгу все-таки правильнее быть этаким "боярским царем", а не строителем жесткой властной вертикали, - полагает Туровский. - Второй сценарий вряд ли будет успешным - не сможет он, не обладая полноценной информацией о регионе, обо всех его мелких и мельчайших проблемах, не обладая мощной командой, пытаться что-то изменить. Ему лучше быть консенсусной фигурой, которая будет договариваться с местными элитами, а не ломать их через колено, поскольку у этих элит есть свои выходы на федеральный уровень". Будучи, по мнению экспертов, не в силах привести к покорности подмосковные элиты, Сергей Шойгу вполне способен на противостояние с другим политическим тяжеловесом - Сергеем Собяниным. Ведь еще одной важнейшей проблемой для области является выстраивание отношений и в каком-то смысле противостояние с Москвой. "Первая проблема называется "Большая Москва" - это проблема целесообразности самого проекта; другой блок проблем - координация стратегий развития Москвы и области - то, о чем много говорили, но чего не удавалось сделать связке Лужков-Громов, - объясняет Михаил Ремизов. - Это проблемы транспортной инфраструктуры для регионов ближнего Подмосковья, проблема маятниковой миграции, как ее называют - из области в Москву и обратно". Некоторые эксперты не исключают, что из всего перечисленного Сергей Шойгу сосредоточится на противодействии расширению города за счет территорий области. "Шойгу будет стремиться отстаивать интересы МО, которые сильно пострадали в последние годы, - уверен Ростислав Туровский. - Если с ослабленным Громовым Собянину легче было решать вопросы, в том числе по экспансии Москвы на территорию области и по присоединению новых территорий, то Шойгу в этом отношении может стать противовесом Собянину. Он точно не должен отдавать новые территории, поэтому вопрос об экспансии города практически можно считать закрытым". Политологи не исключают даже, что кандидатура Шойгу была предложена федеральным центром на пост губернатора Московской области в качестве противовеса влиятельному и амбициозному Сергею Собянину. Впрочем, у центра может быть и другой политический расчет - Шойгу, как популярный политик, поможет партии власти сохранить контроль над важным регионом в условиях выборности губернаторов. Но на вопрос, подходит ли Сергей Шойгу для этой роли, у наблюдателей нет однозначного ответа. Ростислав Туровский обращает внимание на тот факт, что глава МЧС хоть и "популярная фигура", но отнюдь не харизматичный лидер: "он был популярным министром на фоне непопулярности или крайней непопулярности остальных министров, он выделялся на фоне, но не более того". К тому же, по мнению ряда экспертов, пик популярности министра Шойгу пройден достаточно давно. "Последние годы МЧС упоминалось чаще в связи с какими-то проблемами нерешенными, чем в контексте образа сверхуспешного ведомства, который оно имело на рубеже девяностых-двухтысячных годов", - напоминает Михаил Ремизов. Наконец, погрязнув в решении многочисленных проблем региона, ища компромиссы с главами городских образований, Сергей Шойгу рискует растерять остатки своей популярности. "Да, конечно, растеряет - это от него и не зависит, - дает неутешительный прогноз Вячеслав Глазычев. - Сумма накопившихся проблем превышает человеческие силы. Надежды не могут мгновенно реализовываться, следовательно, [сложившаяся ситуация] вызовет обратный эффект. Тут он идет не на праздник". ИА "Альянс Медиа" по материалам РИА "Новости" |