05.04.2012  Российскому автопрому не дадут захлебнуться в волнах ВТО

   Вступление России в ВТО не станет тяжелым испытанием для отечественного автопрома - власть окажет ему всю возможную поддержку с помощью мер, не противоречащих нормам и принципам организации. В частности, гарантии для участников промсборки восполнят за счет бюджета РФ, а чиновников обяжут покупать для госнужд лишь технику, произведенную в странах ЕЭП.
   Оказанная государством за годы кризиса поддержка пошла на пользу автопрому - об этом свидетельствуют озвученные в среду прогнозы роста производства и продаж автомобилей на территории РФ. Власти также будут способствовать тому, чтобы отжившие свое грузовики и автобусы исчезли с улиц российских городов.
   Премьер-министр Владимир Путин провёл в среду совещание о развитии российской автомобильной отрасли в условиях вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО). Россия присоединится к ней в этом году, и по условиям соглашений с другими участниками на нее накладывается ряд ограничений по поддержке отраслей.
   В частности, будет сокращен срок действия таможенных льгот, предоставленных в рамках соглашений о промышленной сборке иномарок в России, до 1 июля 2018 года. Для полного выполнения страной обязательств перед иностранными автопроизводителями по этим соглашениям, а срок их действия - до конца 2020 года, было решено выработать меры поддержки за счет бюджета РФ.
   Минпромторг подготовил меры господдержки участников промсборки после вступления России в ВТО, сообщил и.о. главы министерства Денис Мантуров. По его словам, если соглашения заключены, но компании продолжат медлить с началом их реализации до конца 2012 года, они могут быть расторгнуты.
   В России в режиме промсборки работают такие автоконцерны, как Volkswagen, Nissan, Mercedes-Benz, Ford и General Motors и другие. Присоединиться к ним готовы и другие производители.
   Так, в среду компания "Автотор холдинг" объявила о намерении создать совместно с канадским производителем автокомплектующих Magna в Калининградской области автомобильный кластер производственной мощностью в 350 тысяч автомобилей в год. В него будут входить заводы уже существующих партнеров "Автотора" - BMW, General Motors, Kia и других.
   По словам Путина, проблемы, возникающие перед отраслью в связи с присоединением к ВТО, могут быть успешно решены без нарушения правил этого объединения. В целом же членство в организации создаст условия для цивилизованного и инновационного развития российского автопрома, который со временем станет частью мирового, подчеркнул он.
   Говоря о возможных мерах господдержки, не противоречащих нормам и принципам ВТО, премьер заявил, что для госнужд следует закупать лишь автотехнику, произведенную в странах ЕЭП - России, Белоруссии и Казахстане. Исключением могут стать случаи, когда необходимая техника не выпускается в странах ЕЭП.
   Автопром является одной из приоритетных для РФ отраслей - в кризис ему была оказана существенная поддержка. Деньги не были потрачены впустую - премьер констатировал, что автомобильная отрасль РФ развивается успешно, о чем говорят цифры произведенных и проданных в стране автомобилей.
   По его словам, объем выпуска легковых автомобилей в РФ к 2020 году достигнет 3 миллионов штук в год. По данным Росстата, производство легковых автомобилей в РФ в 2011 году составило 1,7 миллиона штук.
   По объемам продаж автомобилей российский рынок является вторым в Европе после ФРГ и четвертым в мире после КНР, США и Германии. В 2011 году в России было продано 2,798 миллиона автомобилей.
   "Перспективы развития также смотрятся весьма впечатляюще", - отметил глава правительства.
   Одна из проблем России - устаревший автопарк, в частности, грузовиков и автобусов. В ходе совещания замминистра внутренних дел РФ Виктор Кирьянов предложил ограничить сроки их эксплуатации 15 годами для увеличения безопасности на дорогах. Путин сообщил, что не против введения такого ограничения и поручил Минпромторгу в ближайшее время проработать этот вопрос.
   Глава правительства предложил выделить дополнительные субсидии регионам на обновление автобусного парка - предварительно речь идет о 3,5 миллиарда рублей из бюджета РФ. Он сообщил также, что власти РФ готовы субсидировать кредиты по производству автобусов с более экономичными и экологичными газовыми двигателями.
   Кроме того, Путин поручил правительству в течение месяца проработать вопрос о введении утилизационного сбора с автомобилей как иностранных, так и российских производителей. Такой сбор существует во многих зарубежных странах и является вполне цивилизованной мерой.
   В российских реалиях, по словам премьера, речь, скорее всего, может идти о введении специального залога с производителей и импортеров, чтобы ответственность за утилизацию была на них. Минфин, Минэкономразвития, и Минпромторг к 25 апреля должны разработать соответствующий механизм.
   В случае введения такого сбора власти РФ позаботятся о поддержке российских производителей агротехники. Путин пояснил, что иностранные производители автотехники, которые ввозят ее в Россию, будут платить сбор "живыми" деньгами, а российские и работающие в России будут предоставлять соответствующие гарантии утилизации.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам РИА "Новости"