17.03.2010 Новосибирская область: разработают новые формы поддержки предпринимательства 16 марта 2010г. в Новосибирске состоялось расширенное совместное заседание правления Новосибирской городской торгово-промышленной палаты и совета Межрегиональной ассоциации руководителей предприятий. В обсуждении проблем и перспектив развития новосибирских предприятий приняли участие: первый замгубернатора Новосибирской области Василий Юрченко, замгубернатора Новосибирской области Владимир Никонов, руководитель департамента промышленности и предпринимательства Новосибирской области Сергей Семка, первый вице-мэр г. Новосибирска Виктор Воронов, председатель правления Новосибирской городской ТПП Владимир Женов, президент НГ ТПП Юрий Бернадский, президент МАРП, гендиректор ОАО «Сиблитмаш» Анатолий Масалов, члены НГ ТПП: гендиректор ОАО «Сибэлектротерм» Михаил Кузьмин, генеральный директор ОАО ХК «НЭВЗ-Союз» Виктор Медведко, гендиректор ЗАО «Сибтехномаш» Сергей Шаплов, председатель Совета директоров НП «СибАкадемСофт» Ирина Травина, исполнительный директор Ассоциации «СибАкадемИнновация» Андрей Ременный, гендиректор ОАО «Технопарк Новосибирского Академгородка» Дмитрий Верховод - всего более 60 человек. Сергей Семка рассказал о мерах поддержки малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области. Создан фонд поддержки СП с целью оказания помощи (до 70%) при взятии кредита в банке, при этом общая сумма выданных кредитов под поручительство фонда составила свыше 340 миллионов рублей. Процентная ставка по кредитам – ставка рефинансирования Центрального Банка плюс 4% (в сумме – 14,5%). Увеличение срока кредитования под поручительство до 2 лет не внесло изменений в итоговую ставку. На поддержку начинающего бизнеса было затрачено более 50 млн руб. Общий объем финансовых затрат на реализацию инвестиционных проектов по Новосибирской области – 3,74 млрд руб. Объем господдержки составил 1,51 млрд руб. Реализации проекта технопарка новосибирского Академгородка было посвящено выступление Дмитрия Верховода. По его сообщению, всего на 2007-2010 гг. в бюджетах всех уровней на строительство объектов инженерной, офисной, лабораторной и производственной инфраструктуры технопарка предусмотрено порядка 3,4 млрд руб., в том числе из областного и городского бюджетов – более 2 млрд руб. Он также затронул основные проблемы инновационного бизнеса, такие как отсутствие специализированных офисных, лабораторных и производственных помещений для развития существующих и размещения вновь образуемых инновационных компаний; отсутствие современной технологической инфраструктуры (опытно-производственной базы). Острый дефицит доступного жилья для ученых, молодых специалистов и сотрудников инновационных компаний значительно ограничивает возможности инновационных компаний по закреплению квалифицированных кадров. В качестве резидентов технопарка уже аккредитованы 33 инновационных компании с объемом выручки за 2009 год свыше 3 млрд руб. В качестве резидентов бизнес-инкубатора аккредитовано 20 компаний. Выступление Андрея Ременного было посвящено деятельности ассоциации «СибАкадемИнновация». В составе ассоциаций – около ста компаний. В 2010 году этими компаниями произведено продукции на сумму порядка 8 млрд рублей (из них на экспорт направлено продукции на сумму 800 млн). Общее количество занятых – более 3 тысяч человек. В составе предприятий на постоянной основе работают 90 докторов и кандидатов наук. Среди заказчиков продукции инновационных компаний – Минатом России, Минобороны, МВД, Минздрав, ОАО «Газпром», ОАО «Российские железные дороги», АЛРОСА, крупнейшие российские металлургические, химические, энергетические холдинги. Инновационными компаниями ассоциации осуществляются экспортные поставки в десятки стран мира. Предмет экспорта – технологии и программное обеспечение, лазерные системы, приборы, диагностикумы и биохимические компоненты, кристаллы, оборудование для разведки и добычи полезных ископаемых. По данным, представленным Ириной Травиной, многие разработки новосибирских инновационных компаний не выигрывают тендеры вследствие удаленности от центра принятия решений о госзакупках. Зачастую выигрывают не лучшие, а более дорогие и менее удачные разработки, ввиду того что нет лоббирования интересов новосибирских разработчиков в органах федеральной власти, отвечающих за распределение финансовых ресурсов. По ее мнению, необходимо на базе НГ ТПП создать электронные площадки, позволяющие беспристрастно определять лучшие инновационные проекты для реализации, а также электронную площадку для реализации продукции инновационных предприятий с целью внедрения их в производство. Юрий Бернадский в своем выступлении отметил, что в феврале 2010 года утверждена ведомственная целевая программа "Техническое перевооружение промышленности Новосибирской области на 2010-2012 годы". Цель программы - содействие техническому перевооружению промышленности Новосибирской области. Планируется до 2012г. приобретение товаропроизводителями не менее 150 единиц нового основного технологического оборудования; внедрение не менее 30 новых видов продукции, новых технологий в серийное производство, повышение технико-экономических показателей основных средств. Однако необходимо преодолеть целый ряд проблем, сложившихся в базовых отраслях экономики Новосибирской области и препятствующих ее дальнейшему качественному развитию. Имеется в виду низкий уровень системы производственной кооперации; критический (до 70%) моральный и физический износ производственного аппарата и как следствие низкое качество продукции; высокие производственные издержки, низкая рентабельность производства; низкая доступность и дефицит инвестиционных и кредитных ресурсов по причине низкой рентабельности производства и недостаточной инвестиционной привлекательности предприятий; практически отсутствует проектное финансирование, когда первые выплаты по кредиту откладываются до запуска производств; неблагоприятная возрастная и профессионально-квалификационная структура занятости; устаревшая производственная инфраструктура;наличие производственных мощностей с морально устаревшей конфигурацией и архитектурой производственных зданий и, соответственно, крайне высокие издержки на их содержание; низкая восприимчивость к инновациям со стороны традиционных отраслей экономики, крупных промышленных предприятий; недостаточное количество инновационных проектов, предполагающих ощутимый рост бизнеса (в 3-5 раз); в целом невысокий уровень корпоративного управления в условиях непрозрачности структуры собственности, недостаток опыта и ресурсов для формирования эффективной маркетинговой политики, особенно на рынке наукоемкой продукции; непрозрачность компаний, претендующих на госзаказ; жесткое налоговое администрирование. В настоящее время запланирована реализация порядка 20 масштабных проектов техперевооружения и освоения выпуска новой конкурентоспособной продукции предприятиями Новосибирской области (ФГУП ПО «Север», ОАО «Сиблитмаш», ХК ОАО «НЭВЗ-Союз», ФГУП НМЗ «Искра», Сибирский центр фармакологии и биотехнологий, ОАО «Кудряшовское» и др.). По мнению Василия Юрченко, повышение производительности труда – основа повышения качества и конкурентоспособности продукции промышленных предприятий. Это невозможно без технического перевооружения предприятий и обеспечения высококвалифицированным персоналом. В итоге обсуждения принято решение подготовить предложения по следующим направлениям: разработка и внедрение системных мер модернизации инвестиционной поддержки предприятий, механизмов стимулирования их инновационной активности, кооперации крупных промышленных предприятий с предприятиями малого и среднего бизнеса. Необходимо принятие дополнительных мер для поддержки бизнеса в наиболее конкурентоспособных сегментах экономики региона с акцентом на программах перспективного развития. Нужно внедрить жесткую систему постоянного контроля за качеством на всех этапах поставки продукции для государственных и муниципальных нужд. Особую важность имеет расширение участия бизнеса в формировании образовательных программ среднего профессионального и высшего образования с целью решения проблемы кадрового дефицита. В ходе совещания речь также шла о создании необходимых условий для формирования сети мини-технопарков как центров инновационного развития базовых отраслей и одного из существенных элементов развития региона. Отмечена необходимость повышения эффективности взаимодействия реального сектора экономики и научно-образовательных организаций: формирование инновационной системы полного цикла, доведение разработок научных организаций до технологической готовности; сокращение дефицита производственных площадей для развития инновационных компаний; развитие городской системы привлечения отечественных и зарубежных инвестиций, венчурного и «посевного» финансирования научно-прикладных разработок, поддержки «инкубирования» фирм, разрабатывающих и производящих новую продукцию; снижение предпринимательских рисков при осуществлении инноваций, связанных с административными барьерами, проблемами доступа к долгосрочным финансовым, имущественным и земельным ресурсам. Решено разработать в 2010 году новые формы господдержки промышленности и предпринимательства для приобретения новых технологий, получения патентов, лицензий; товаропроизводителям, осуществляющим экспорт товаров; в области применения энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Новосибирская городская торгово-промышленная палата ведет постоянную работу по созданию и внедрению инноваций в промышленность региона. Разработка программ техперевооружения предприятий, предусматривающих внедрение автоматизированных систем 5-6 поколения, содействие разработке и внедрению новых энергосберегающих технологий, формирование единого, системного подхода в реализации программы инновационного развития Новосибирска до 2020 г., – только малая часть деятельности НГ ТПП, направленной на повышение качества и конкурентоспособности продукции промпредприятий Новосибирской области. Сообщает пресс-служба НГ ТПП. ИА "Альянс Медиа" |