30.03.2012 Пересадка чиновников на российские автомобили спасет автопром в условиях ВТО В прошлом году, по данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи автомобилей в России выросли почти на 40% – до 2,6 млн штук. На этот год Ассоциация прогнозирует замедление роста до 8%, а Министерство промышленности и торговли РФ – даже до 6%. Такую цифру привел замминистра Алексей Рахманов на Автомобильном форуме, организованном в Москве Институтом Адама Смита. Причем чиновник отметил, что и этот прогноз может быть пересмотрен в сторону понижения. Тем не менее у нас в любом случае будет рост, тогда как на автомобильном рынке Европы четвертый год подряд наблюдается отрицательная динамика. По данным Европейской ассоциации автопроизводителей, в 2011 г. продажи сократились на 1,4%, а на текущий год прогнозируется их дальнейшее снижение на 5%. Сейчас европейский авторынок скатился до уровня 1997 г., тогда как российский ставит исторические рекорды. Растет и производство автомобилей. По данным Росстата, в январе – феврале в России сошло с конвейеров 278 тыс. легковых авто, что на 21% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Производство грузовиков выросло на 11%, автобусов – на 41,5%. Однако рост рынка замедлился, и причины этого очевидны. Во-первых, за прошлый год был с лихвой удовлетворен отложенный (на время кризиса) спрос; во-вторых, были свернуты стимулирующие государственные программы (утилизации "автохлама" и субсидирования ставок по автокредитам); в-третьих, наметилась тенденция к ужесточению условий автокредитования. С середины года динамика рынка может вновь воспрянуть. К этому времени Россия должна ратифицировать документы по вступлению в ВТО и стать полноправным членом этой организации. Тогда начнется снижение таможенного тарифа на ввоз автомобилей – для начала с 30% до 25%, а затем, в течение семи лет, – до 15%. На первых порах это окажет чисто психологический эффект. Едва ли импортные автомобили заметно подешевеют от столь незначительного снижения тарифа, но спрос на них наверняка начнет расти. Автомобилям российского производства (или сборки) в условиях ВТО будет труднее прокладывать себе дорогу к потребителю: возрастет конкуренция со стороны импортных машин. Согласно пессимистичному сценарию Минэкономразвития, в результате вступления в ВТО производство легковых автомобилей в РФ в долгосрочной перспективе может снизиться более чем на 50%, автобусов – более чем на 30%, грузовиков – почти на 20%. В этих условиях российское правительство вновь вернулось к плану пересадить чиновников на машины российского производства (или сборки). В середине марта замглавы Минэкономразвития Михаил Осеевский, выступая в Общественной палате, заявил: "Мы считаем необходимым вернуться к установлению нормативных требований к закупкам автотранспорта госчиновниками. На иностранных автомобилях должны ездить высшие руководители страны и лица, подлежащие охране. А все остальные чиновники должны ездить на автомобилях отечественного производства". По словам Осеевского, эта новация сейчас обсуждается чиновниками Минэкономразвития и Минпромторга. Китай недавно запретил своим чиновникам ездить на иномарках. Пекин опубликовал официальный список моделей китайских машин, которые будут отныне закупаться для государственных нужд. В него вошли 412 моделей, и среди них ни одного иностранного бренда. Теперь Пекину придется заменить весь парк служебных иномарок, а это 4 млн машин (в основном, "Фольксвагены", "Ауди" и "Тойоты"). Так что китайскому автопрому обеспечены грандиозные заказы, а рынку – рост динамики продаж. Эффект от запрета на служебные иномарки был моментальный: акции китайских автоконцернов резко прибавили в цене (Dongfeng Automobile – на 10%, FAW – на 4,9%, Great Wall Motor – на 3,6%). ИА "Альянс Медиа" по материалам "Утро.ру" |