10.07.2008 Выявлены наиболее важные качества предприимчивых людей Социологи информационно-аналитического управления Московского центра развития предпринимательства на нескольких всероссийских конференциях предпринимателей, проходивших в Москве в 2008 году, попросили участников высказать свои предпочтения по поводу перечня качеств, которые присущи предприимчивым людям, и задали вопрос: «Какие из этих качеств наиболее важны?». Опросный список состоял из 17 часто упоминаемых в различных источниках типичных предпринимательских черт. В целом в анкетированиях приняли участие свыше 400 человек: (со)владельцы предприятий (21%); руководители фирм и предприятий (31%), а также руководители «среднего звена» (28%) и специалисты, работники компаний и организаций (20%); половина из них начала заниматься деятельностью в сфере предпринимательства в XX веке, а другая - в XXI веке. Результаты опроса, прежде всего, показали, что предложенный реестр качеств можно считать достаточно исчерпывающим, так как только 2% опрошенных посчитали возможным внести в него какие-либо дополнения. Исходя из частоты высказываний по поводу необходимости наличия у представителей деловой сферы того или иного качества, был составлен следующий рейтинг. К наиболее важным на современном этапе развития сферы предпринимательства были отнесены: компетентность, то есть наличие соответствующих знаний и опыта, (60% ответов); целеустремленность (56%) и степень овладения профессиональными навыками, или профессионализм (52%). Во вторую по важности группу вошли 7 качеств – энергичность (31%), настойчивость (30%), обязательность (28%), честность (26%), умение рисковать и дальновидность (по 24%). В нижней части списка (третья группа) оказались – общительность (21%), самообладание (20%), опытность (18%), чувство новизны и оптимизм (по 14%). Совсем малозначимыми (четвертый уровень), по мнению респондентов, являются требовательность (9%), основательность (5%) и остроумие (2%). На фоне общего распределения ответов имеются некоторые расхождения в высказываниях, в зависимости от статуса опрошенных. Так, владельцы и совладельцы фирм на первое место поставили целеустремленность. Менеджеры высшего и среднего звена являются приверженцами в первую очередь компетентности. Специалисты и сотрудники предприятий отдают первенство профессионализму. Показательно, что во взглядах современных предпринимателей произошли изменения. Такой вывод можно сделать, если сравнить последние социологические данные с теми, которые были получены в конце прошлого века. В 1992 году аналогичный вопрос задавала предпринимателям первой волны социологическая служба «Кассандра». Выявилось, что и тогда, и сейчас представители сферы предпринимательства к наиболее важным отнесли компетентность и профессиональное мастерство. На начальном этапе формирования в стране деловой среды далеко не первостепенной считалась целенаправленность бизнеса. Возросшее значение целеустремленности, очевидно, вызвано появившейся в последнее время уверенностью в благоприятных перспективах отечественного бизнеса. Например, анализируя 20-тилетний период развития малого предпринимательства в России, подавляющее большинство респондентов с той или иной долей убежденности (83%) сегодня констатируют, что этот процесс стал необратимым. Вместе с тем с сожалением приходится признать утрату с годами весомости среди бизнес-качеств обязательности и чистоплотности. В 1992 году честность называли важной предпринимательской чертой 51%, а обязательность – 44% респондентов. Сейчас важными эти качества называют, соответственно, 26% и 28% опрошенных. Отмеченный тренд во взглядах действительно должен вызывать обеспокоенность. Он имеет подтверждение и при сопоставлении других социологических индикаторов. Так, в 1996 году каждый второй из опрошенных участников Первого всероссийского съезда представителей малых предприятий уверял, что успешная предпринимательская деятельность при нарушении деловых обязательств практически невозможна. В 2008 году на Всероссийском форуме «Малый и средний бизнес – основа социально-экономического развития России в XXI веке» аналогично высказался уже только каждый третий респондент. Однако можно надеяться, что ситуация будет выправляться. Как показал опрос Комитета по информационному обеспечению предпринимательства ТПП РФ на апрельском Всероссийском форуме деловых СМИ в 2008 году, журналистское сообщество в сфере экономики настроено активно пропагандировать основанный на осведомленности высокопрофессиональный, социально ответственный бизнес и деловой принцип «будь верен своему слову». ИА "Альянс Медиа" |