29.03.2012 С.Степашин предлагает поделить доходы пополам между регионами и центром Глава Счетной палаты Сергей Степашин предлагает вернуться к «бюджетному федерализму» и оставлять 50% налогов в бюджетах регионов. На заседании Совета Федерации Степашин выразил надежду, что новое правительство и новый президент сделают это уже в текущем году. По его мнению, «прошло время, когда нужно было управлять из центра налогами и бюджетами в силу политической ситуации». «У нас другая страна, и выборы это показали, у нас другая страна, нам не надо ни с кем бороться в регионах, не давая им денег», – отметил он. По его словам, ведомство считает целесообразным расширить число налогов и сборов, закрепленных за региональными и местными бюджетами, на постоянной основе, а также установить на длительную перспективу нормативы отчислений и размеры ставок федеральных налогов, зачисляемых в субфедеральные бюджеты. Кроме того, отметил он, необходимо сократить число предоставляемых субсидий и субвенций регионам за счет ускорения перехода к консолидированной субсидии и единой субвенции. Собственные доходы региональных бюджетов в общем объеме бюджетной системы составляли в 2009 году 38%, а в 2011 году снизились до 35%. При этом 13% из 65% доходов, которые поступают в федеральный бюджет, затем возвращаются на территории в виде межбюджетных трансфертов. По словам главы Счетной палаты, доходы консолидированного бюджета регионов в 2011 году выросли по сравнению с 2010 годом на 17%. «Однако это происходит на фоне смещения центра тяжести в системе межбюджетных отношений в сторону федерального центра», – заявил Степашин. «Сложившаяся система бюджетной обеспеченности лишает стимула наиболее развитые регионы, так как быстрые темпы социально-экономического развития не всегда приводят к соответствующим изменениям бюджетной обеспеченности», – считает председатель СП. Регионы-доноры передают в федеральный бюджет от 55 до 85% своих доходов, а наименее развитые регионы отвыкают решать свои задачи за счет собственных средств, добавил он. Доходы 15 регионов, среди которых, в частности, Чеченская Республика, Ингушетия, Северная Осетия, Дагестан, Карелия, более чем наполовину сформированы за счет безвозмездных поступлений. По мнению Степашина, наблюдающаяся тенденция может привести к увеличению в 2012–2014 годах числа дотационных регионов с 69 до 72. На днях замглавы Счетной палаты Валерий Горегляд привел сравнение с Германией, где между федеральными землями перераспределяется 10% ресурсов, тогда как в РФ «этот объем несопоставимо выше», у некоторых субъектов РФ, это Дагестан, Тува, бюджет на 92% формируется за счет федеральной помощи. Поэтому полностью отказаться от практики предоставления межбюджетных трансфертов регионам РФ, по его мнению, вряд ли возможно. «Разве можно говорить о самостоятельном бюджете в этой ситуации? Надо создать такую систему, в которой будут собственные доходные источники (регионов). Но провозгласить это довольно легко, а в условиях Российской Федерации реализовать очень трудно», – считает Горегляд. По его словам, усложняют передачу полномочий и доходных источников с федерального уровня на региональный большие различия в бюджетной обеспеченности и экономическом развитии регионов. Одна из причин такого неравномерного развития регионов, по его словам, состоит в крайне неровном распределении по территории страны производительных сил. Кроме того, отраслевая политика, направленная на укрупнение компаний и создание холдингов, не учитывает задачи региональной политики и, в частности, необходимость более равномерного развития субъектов РФ, добавил Горегляд. ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Взгляд" |