27.03.2012 Э.Набиуллина: в 2011 году количество проверок бизнеса уменьшилось на 150 тыс. В 2011 году по сравнению с 2010 годом общее количество проверок бизнеса со стороны контрольно-надзорных органов уменьшилось на 6,5%, т.е. на 150 тысяч проверок. Об этом сообщила глава Минэкономразвития России Эльвира Набиуллина, выступая в минувший четверг на ежегодной международной конференции «Развитие государственного управления в России». Тезисы доклада опубликованы на сайте Минэкономразвития России. Э.Набиуллина подчеркнула, что основная цель мероприятий по развитию государственного управления, реализующихся в последние годы, - создать сервисное государство. Ставится задача снизить административное давление на бизнес и повысить качество государственных услуг для граждан и бизнеса. Министр сообщила, что в 2010 году Минэкономразвития провело полную инвентаризацию государственных услуг, предоставляемых гражданам и предпринимателям федеральными ведомствами. В результате был создан интернет-портал государственных услуг. Ведется работа по регламентации госуслуг, которая должна быть завершена до 31 июля 2012 года. Сейчас на федеральном уровне утверждено около 550 административных регламентов, на региональном – более 9 000 и на местном – свыше 15 000. Согласно целевым показателям, в ближайшие два года снижение количества обращений в ведомство для получения госуслуги должно сократиться для граждан с 2 до 1, а для предпринимателей с 8 до 2; сокращение времени ожидания в очереди - с 55 до 15 минут. С декабря 2011 года законодательно закреплен механизм досудебного обжалования действий и решений государственных и муниципальных органов, а также введена ответственность чиновников за несоблюдение порядка и сроков предоставления услуг. Э.Набиуллина напомнила, что законом закреплен особый статус такой жалобы и сокращенные сроки ее рассмотрения. Кодексом об административных правонарушениях установлена ответственность чиновников и сотрудников многофункциональных центров за несоблюдение порядка предоставления услуги (от 3 до 10 тысяч рублей) и в особенности за нарушения порядка рассмотрения жалоб (от 20 до 30 тысяч рублей). В ближайшее время механизмы досудебного обжалования планируется внедрить на всех уровнях публичной власти. «С регламентацией госуслуг тесно связан важнейший проект 2011 года – создание системы электронного межведомственного взаимодействия», - отметила министр. К 1 июля этого года межведомственный режим будет распространен на предоставление всех региональных и муниципальных услуг. В этом режиме будут предоставляться около 80 типовых региональных и около 20 типовых муниципальных услуг в каждом регионе. В проекте задействованы более 27 тысяч органов власти. «В дальнейшем на межведомственное взаимодействие будут переведены контрольно-надзорные функции», - отметила Э.Набиуллина. Она также рассказала о работе многофункциональных центров по оказанию государственных услуг (МФЦ). Сейчас в 62 субъектах Российской Федерации действуют 655 офисов МФЦ, за 2011 год создано 489 мобильных офисов. Еще одним важным направлением является переход к предоставлению государственных услуг в электронном виде. Э.Набиуллина напомнила, что в этом году в рейтинге ООН по реализации электронного правительства Россия поднялась сразу на 32 позиции – с 59 на 27 место, а из стран, население которых превышает 100 миллионов человек, Россия занимает третье место после США и Японии. Глава МЭР отметила, что важнейшей частью реформирования государственного является снижение административных барьеров, что служит и одним из основных факторов улучшения инвестиционного климата. «За последние 4 года была проделана большая работа по изменению нормативной базы и внедрение ее на практике, - сказала э.Набиуллина. - Был введен правовой институт уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности. Если в 2008 году порядок предоставления уведомлений о начале бизнеса действовал для 10 видов предпринимательской деятельности, то в 2012 году – для 30. Рост уведомлений – с 14 тысяч в 2009 году до более чем 60 тысяч в 2011 году». Была модернизирована вся система государственного контроля и надзора и муниципального контроля. В результате в 2011 году по сравнению с 2010 годом общее количество проверок уменьшилось на 6,5%, что в абсолютной величине составляет 150 тысяч проверок, отметила министр. Лучше становится и само качество проверок – если в 2010 году недействительными были признаны более 8 тысяч проверок, то в 2011 году – менее 5 тысяч. Во взаимоотношениях контрольно-надзорных органов и поднадзорных организаций появилась независимая третья сторона – органы прокуратуры, согласовывающие внеплановые выездные проверки. Система лицензирования также претерпела серьезные изменения. Сокращено искусственное дробление видов деятельности, которое приводило к необходимости получения множества лицензий. Установлено бессрочное действие лицензии. При необходимости действие лицензии может быть прекращено по заявлению лицензиата. Перечень лицензируемых видов деятельности сокращен с 89 по данным на 1 января 2009 года до 49. Кроме того, унифицирована процедура лицензионного контроля. Еще одно важное направление по снятию административных барьеров - работа с отраслевыми особенностями контроля и надзора, отметила Э.Набиуллина. По ее словам, правительством Российской Федерации на сегодняшний день утверждены 18 отраслевых планов по снижкнюятию административных. Глава МЭР также отметила важность инструмента, который позволяет не допустить создания новых административных барьеров - Оценки регулирующего воздействия (ОРВ). Она сообщила, что сегодня ОРВ распространяется на акты, регулирующие отношения в области контроля и надзора, установления обязательных требования к продукции, работам и услугам, оценки соответствия и безопасности процессов производства. За полтора года Минэкономразвития России подготовило более 900 заключений об оценке регулирующего воздействия, и примерно в трети случаев такие заключения носят отрицательный характер, отметила Э.Набиуллина. При этом доля подготовленных отрицательных заключений, составлявшая в первые полгода деятельности порядка 50%, в 2011 году заметно снижалась и составила 31% к концу 2011 года, что позволяет сделать вывод о том, что введение института ОРВ повлияло на работу по подготовке нормативных актов внутри ведомств. Министр сообщила, что сфера применения механизмов ОРВ будет расширяеться. В ближайшее время будет введена экспертиза отдельных категорий действующих актов на предмет выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности. ИА "Альянс Медиа" |