26.03.2012  В ГД рассмотрен проект стратегии развития пищевой промышленности

   Аграрный комитет ГД рассмотрел проект стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности РФ до 2020г. Об этом "Альянс Медиа" сообщили в секретартате комитета по итогам заседания 22 марта 2012г.
   Документ был представлен заместителем министра сельского хозяйства РФ Александром Соловьевым.
   Предусматривается, что инвестиции в социально значимые отрасли пищевой и перерабатывающей промышленности возрастут на 16,5% к 2020 году почти до 103 млрд руб. по отношению к 2010 году (88 млрд руб). Суммарно инвестиции в эту сферу в 2013-2020 годах составят 777,8 млрд руб. Из них собственных средств будет потрачено предприятиями 262 млрд руб., заемных - 515 млрд руб.
   В паспорте стратегии также сказано, что ее реализация будет проходить в два этапа: с 2013 по 2016 год и с 2017 по 2020 год.
   Проект стратегии предусматривает наибольший объем инвестиций за 2013-2020 гг. для отдельных подотраслей пищевой и перерабатывающей промышленности: сахарной - 136,7 млрд руб.; молочной - 99,7 млрд руб.; мясной - 99,15 млрд руб.; хлебопекарной - 98,2 млрд руб.; кондитерской - 79,9 млрд руб.; рыбной - 36,9 млрд руб.; социальное питание - 41,9 млрд руб.
   Документ предполагает также подготовку и реализацию целевых программ для отдельных отраслей. К примеру, для мукомольно-крупяной промышленности на перовом этапе реализации стратегии предусмотрено введение на 96 мельзаводах в различных областях РФ линии по обогащению пшеничной муки высшего и первого сорта витаминами и минеральными добавками. Разработчики предполагают довести производство витаминизированной муки к 2016 году до 1 млн тонн.
   Как подчеркнула зампредседателя комитета по аграрным вопросам член фракции "Единая Россия" Надежда Школкина, такая стратегия разрабатывается в России впервые. Говоря о важности такого документа, депутат отметила, что несмотря на стабильный рост производства и большой потенциал пищевой промышленности, в стране "еще не достигнуты объемы производства важнейших видов продовольственной продукции и уровень конкурентоспособности, обеспечивающие ее продовольственную безопасность". Учитывая это, документ призван создать не только необходимые условия для решения вопросов модернизации промышленности, формирования нового технологического уклада, финансово-экономических и социальных проблем, но и содействовать социально-экономическому развитию страны.
   По словам Н.Школкиной, стратегия учитывает сложившиеся в последние годы позитивные и негативные изменения в макроэкономической политике и социально-экономическом положении аграрного сектора экономики, усиление воздействия на него процессов, происходящих на мировых агропродовольственных рынках, вступление России в ВТО и развитие интеграционных процессов на пространстве СНГ.
   При этом председатель аграрного комитета Госдумы Николай Панков подчеркнул, что для реализации важнейшей стратегической задач по импортозамещению и развитию экспорта в самое ближайшее время необходимо модернизировать технологическую базу предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. Для этого потребуется поддержка из федерального бюджета и стимулирование инвестиционной деятельности, чтобы обеспечить выпуск отечественной продукции конкурентоспособной на мировых рынках.
   Это очень важно при вступлении России в ВТО. "Задача депутатов заключается в том, чтобы принципиально и жестко отстаивать интересы отечественной пищевой и перерабатывающей промышленности на самых различных уровнях, а также в самые короткие сроки принимать поправки в соответствующие законы, чтобы получить преференции для этих отраслей", - заметил Н.Панков. При этом, считает он, в проекте стратегии необходимо обязательно учесть региональную специфику.
   Как отмечают авторы проекта стратегии, для реализации положений документа потребуется разработка принципиально новых технологий и оборудования, обеспечивающих глубокую, комплексную, энерго- и ресурсосберегающую переработку сельскохозяйственного сырья. Потребуются также системы мониторинга, управления, контроля, прослеживаемости безопасности и качества сырья и готовых продуктов на всех этапах их жизненного цикла. Предполагается использовать в качестве вторичного сырья отходы от основного производства продуктов промышленной переработки.
   Предусматриваются и меры, направленные на снижение возможных рисков, которые могут носить экологический, или макроэкономический характер. Учитывают разработчики и возможный <социальный риск>, связанный с ростом цен на продовольствие, отставанием от них роста душевых доходов населения, уменьшением его покупательной способности. Его снижение должно заключаться в оказании помощи отечественным товаропроизводителям по увеличению и устойчивости производства сельскохозяйственной продукции.
   Комитет ГД по АПК рекомендовал при доработке проекта стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности РФ до 2020 года учесть предложения и замечания, высказанные депутатами на заседании комитета.
   ИА "Альянс Медиа"