23.03.2012 Новая антиалкогольная кампания может привести лишь к переделу рынка В ближайшие годы государство намерено многократно ужесточить контроль как над распитием гражданами алкогольной продукции, так и над ее производством. Независимые эксперты отмечают, что истинной целью большинства начинаний может стать простой передел алкогольного рынка. Сейчас на рассмотрении в Госдуме находится законопроект, предлагающий увеличить с 18 лет до 21 года тот возраст, с которого россияне могут покупать алкоголь. Это уже как минимум вторая мера по ужесточению контроля над потреблением спиртных напитков. Первая – запрет на продажу алкоголя в ночные часы – была принята полтора года назад, в начале марта 2010 года. Следующим антиалкогольным шагом, причем уже в масштабах всей страны, станет, вероятно, введение уголовной ответственности водителей за неоднократное нахождение за рулем в нетрезвом состоянии (сейчас УК карает лишь тех пьяных за рулем, чьи действия причинили тяжкий вред здоровью человека или привели к смерти). Не исключен и запрет на продажу слабоалкогольной продукции, в том числе пива в торговых палатках. Депутат Госдумы, член комитета по бюджету Евгений Федоров говорит, что борьба с пьянством в России фактически еще и не началась, и все перечисленные меры можно считать только подготовкой к «наступлению широким фронтом на эту проблему». По словам г-на Федорова, главное, что государство сделало, – это, во-первых, дало право регионам самим решать, насколько им (в зависимости от местных условий) ограничивать торговлю алкоголем, вплоть до полного введения «сухого закона». Во-вторых, государство установило полный контроль над мощностями, задействованными при производстве алкогольной продукции. «Не надо считать, что правительственная программа по борьбе с алкоголем закончится только красивыми словами, – рассказывает Евгений Федоров. – Я могу со всей ответственностью заявить, что из всех программ «новой России» эта является самой жесткой, так как при ее реализации мы со временем задействуем все государственные инструменты и все формы контроля над производством алкоголя, вплоть до слежения со спутников. Это будет более эффективно, чем просто «национализация» алкогольного производства. В нашей программе прописаны более ста мер воздействия». Депутат утверждает, что программа рассчитана на 5–10 лет. По данным г-на Федорова, сегодня в России потребляется 17–18 литров чистого алкоголя на душу населения в год, и это количество необходимо снизить до 6–8 литров. Запрет на продажу пива в ларьках, который вступит в силу с 1 января 2013 года. Тот факт, что в таком случае большинство подобных ларьков просто разорятся, так как доля в доходах от продажи сигарет и алкоголя в этих торговых пунктах составляет до 40%, законодателей не смущает. «Надо определиться с приоритетами. Для нас приоритет – это здоровье нации, а мелкий бизнес пусть уж подстраивается под наши решения», – добавляет Федоров. В Интернете можно найти полный текст «Антиалкогольной программы России», которая подготовлена некоммерческой организацией «Фонд содействия развитию социальных и гуманитарных отношений «Взаимодействие цивилизаций». Программа одобрена в Совете Федерации, ее благословил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В программе содержатся «Правила оптовой и розничной торговли алкогольной продукцией». Среди них - «установление ограничений по количеству алкогольной продукции, которая единоразово может быть отпущена покупателю»; «установление запрета на продажу алкогольных напитков лицам в состоянии явного алкогольного опьянения»; «установление запрета на продажу слабоалкогольных коктейлей в индивидуальной потребительской таре (бутылках и банках) с объемной долей этилового спирта свыше 5% ... в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин, в других, не приспособленных для продажи данной продукции местах»; «установление мер уголовной ответственности за продажу несовершеннолетним алкогольных напитков, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе». Председатель правления Конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин уверен, что ограничения продажи алкоголя как по времени суток, так и по возрасту совершенно не нарушают права потребителей. «Снижать потребление алкоголя в России необходимо», – говорит г-н Янин. По его мнению, главная сложность заключается в противодействии водочных лоббистов, которые в итоге сведут «борьбу государства с водкой» на нет. «Мероприятия антиалкогольной кампании рассчитаны главным образом на мегаполисы, – говорит главный научный сотрудник Московского научно-практического центра наркологии Владимир Нужный. – Я живу в Тверской области, и проблем с алкоголем у местных жителей нет, потому что водку уже давно никто не покупает в магазинах. Легальный алкоголь по ценам уже не доступен и альтернатива ему алкоголь нелегальный. Такого алкоголя очень много завозят из Северной Осетии, и канал этот не перекрыт». Директор Центра исследований федеральных и региональных алкогольных рынков (ЦИФРРА) Вадим Дробиз так же, как и Владимир Нужный, указывает на то, что в прошлом году 80% потребителей пили не водку, а водочный суррогат. Многие эксперты уверены, что весь смысл антиалкогольной кампании заключается в переделе водочного рынка. В 2010–2011 годах, как считает г-н Дробиз, в два раза сократилось количество операторов алкогольного рынка, с него были вытеснены все мелкие и средние производители. Руководитель отдела информатики и системных исследований Московского НИИ психиатрии Александр Немцов считает, что ложь официальных лиц начинается с самого количества потребляемого в стране алкоголя. «18 литров чистого алкоголя на душу населения – это фальсификация, – говорит г-н Немцов. – Эта статистика специально была завышена, чтобы потом отчитаться о снижении. Через год после начала реализации программы заявили, что количество потребления снизилось на три литра – до 15 литров в год на человека. Такого не может быть. Если же брать реальные оценки, то алкоголя в стране потребляется на уровне 12–13 литров». Владимир Нужный отмечает, что увеличение потребления пива не привело к снижению потребления крепкого алкоголя, так как «пиво и водка очень хорошо ужились друг с другом». По его мнению, определенного снижения потребления можно добиться популяризацией вин. «Потребление пива за последние 20 лет выросло в пять раз, а водки – снизилось только на 10–12%, – говорит г-н Нужный. – Замены не получилось. Но вот вино могло бы конкурировать с водкой, как это было в 70-х годах прошлого века. Но для этого нам надо развивать виноградарство, которое у нас сегодня находится в плачевном состоянии». ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Новые известия" |