23.03.2012  "Росчайкофе" призывает поддержать отрасль в рамках вступления в ВТО

   Российская ассоциация производителей чая и кофе ("Росчайкофе") призывает власти РФ поддержать чайно-кофейную отрасль в рамках вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО), осуществив ряд компенсационных мер поддержки, связанных с производством, сообщил генеральный директор "Росчайкофе" Рамаз Чантурия.
   С июля-августа 2012 года Россия начинает поэтапное снижение пошлин на ввоз фасованного чая и готового кофе. Для чая снижение будет с нынешних 20% до 12,5%, а для кофе - с нынешних 10% до 7,5%.
   "После понижения пошлин мы прогнозируем снижение конкурентоспособности российской перерабатывающей промышленности, потерю инвестиций, как следствие, сворачивание производственных программ на территории России и перенос этой активности в другие страны", - заявил глава "Росчайкофе".
   Как отмечает Чантурия, проведенный ассоциацией детальный анализ условий присоединения к ВТО показывает, что отрасли будут находиться в зоне повышенного риска, а возможные потери ВВП страны могут составить около 2 миллиардов долларов. По словам Чантурии, на данный момент в отрасль инвестировано уже более 700 миллионов евро, и процесс модернизации фабрик продолжается.
   Чтобы не допустить негативного сценария, ассоциация предложила властям РФ осуществить ряд компенсационных мер поддержки, связанных с производством. Во-первых, "Росчайкофе" предлагает обнулить пошлины на импорт сопутствующих производственному процессу видов сырья и комплектующих, при этом не производящихся на территории РФ. "К данным категориям относятся, например, такое сырье, как каркаде, а также фильтровальная бумага для производства чая в пакетиках разовой заварки, кофейное масло", - добавил спикер.
   Вместе с тем он считает важным отменить режим преференций для чайной и кофейной категории, в соответствии с которой к нам в страну ввозятся готовые виды чая и кофе из развивающихся стран с пониженной ставкой (на 25% меньше действующего тарифа).
   Другим важным пунктом Чантурия считает гармонизацию требований по безопасности чая и кофе с международными стандартами. "Например, сегодня требования к чаю для российских производителей в некоторых случаях в 100 раз выше, чем для наших коллег из Европы или других стран. Усложнение работы снижает конкурентоспособность отечественной промышленности", - отметил он.
   Кроме того, по мнению Чантурии, в преддверии вступления в ВТО необходимо усилить роль Россельхознадзора. "Желательно гармонизировать систему контроля безопасности всей цепочки (от производства сырья до готовой пищевой продукции) с подходами, принятыми в ВТО. Такая реформа уже произошла в Украине", - сообщил спикер.
   Среди других основных проблем чайно-кофейной индустрии Чантурия отметил снижение экспорта готовой чайной продукции. В связи с этим он считает необходимым усилить роль государства в поддержке экспортного потенциала российских производителей. "Необходимо более жестко отстаивать интересы российских компаний на тех рынках, где искусственно ограничивают доступ российской продукции", - отметил глава ассоциации.
   Одним из примеров дискриминации российских чайных компаний Чантурия назвал рынок Азербайджана. Доступ отечественным компаниям на него практически закрыт из-за наличия в Азербайджане системы неформальных ограничений на импорт любой чайной продукции в интересах местного монополиста. "Из Азербайджана в нашу страну экспортируются объемы, в 100 раз превышающие встречные", - отметил Чантурия. Между тем, по данным ассоциации, объем рынка Азербайджана составляет 15 тысяч тонн чая, при этом доля российских компаний могла бы быть на нем не менее 50%.
   Рамаз Чантурия также сообщил, что объем рынка чая в РФ в 2011 году составил 1,5 миллиарда долларов, рынка кофе - 2,2 миллиарда долларов, в 2012 году ожидаются такие же объемы. При этом объем среднедушевого потребления на чай в 2011 году сохраняется на уровне последних лет - 1,2 килограмма в год.
   "Объем импорта чая в 2011 году вырос по сравнению с 2010 годом почти на 5% и составил 188 тысяч тонн. Объем внутреннего потребления чая в России также вырос - до 180 тысяч тонн", - отметил Чантурия. Причинами роста, по его словам, являются рост числа сетевых магазинов, заказывающих чай, а также увеличение потребления пакетированного чая.
   Основными поставщиками чая в РФ, как отметил глава "Росчайкофе", остались традиционные для нас страны: Шри-Ланка, Индия, Китай, Кения и Вьетнам. При этом 90% импорта в последние годы приходится на черный чай, а в структуре потребления сохраняются тенденции последних лет - растет спрос на пакетированный чай. "В конечном счете доля пакетированного чая в ближайшие годы может вырасти до 90% (сейчас - 56%)", - добавил он.
   "Объем экспорта чая по итогам 2011 года продолжил снижаться и составил по нашим оценкам, около 8 тысяч тонн, что на 11% меньше 2010 года", - сообщил Чантурия. Основной причиной снижения спикер назвал усиление конкуренции на внешних рынках на фоне отсутствия реальной поддержки со стороны государства в реализации экспортной политики российских чайных компаний.
   Объем рынка кофе в 2011 году в РФ оставил в оптовых ценах около 2,2 миллиарда долларов. При этом среднедушевое потребления этого напитка составило 750 грамм в год.
   "Объем импорта кофе в нашу страну в 2011 году незначительно вырос и составил 116-118 тысяч тонн (в 2010 году составлял 113 тысяч тонн). Этот объем включает в себя жаренный или молотый кофе, все типы растворимого, а также кофейные миксы", - заявил Чантурия. Причинами роста спикер назвал рост числа сетевых магазинов, а также рост потребления кофе в сегменте HoReCa (бары, кафе, рестораны).
   Основными поставщиками в страну зеленого, жареного или молотого кофе являются Вьетнам, Бразилия и Индонезия; растворимого кофе - Индия, Бразилия, Германия и Эквадор. При этом 70% потребления приходится в России на растворимый кофе, 30% на жареный или молотый.
   "Популярность растворимого кофе несколько снижается. Мы ожидаем, что в ближайшее время этот процесс продолжится", - отметил глава ассоциации.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам РИА "Новости"