23.03.2012 Э.Набиулина: с налоговым маневром определятся до принятия проекта бюджета Решение по налоговому маневру будет принято до формирования проекта бюджета, главным трендом станет снижение налогового бремени на производство и увеличение налогов на потребление, на рентные платежи. Об этом заявила министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина, выступая на совещании по реализации задач, поставленных в предвыборных статьях В.Путина. Говоря об источниках средств для осуществления намеченных В.Путиным приоритетных задач, глава МЭР отметила, что в целом запланированные меры по стимулированию экономического роста могут дать в ближайшие три года дополнительно до 0,4–0,9% ВВП. По ее словам, это позволит получить дополнительно 660–700 млрд рублей в год. «Из них одна треть поступит в бюджетную систему, то есть это будут дополнительные налоги – это не менее 200 млрд рублей, которые мы получим именно от экономического роста. Это позволит решать многие бюджетные задачи и обязательства, которые есть, и плюс это дополнительные деньги, которые останутся в руках у бизнеса, у населения», - цитирует слова Э.Набиуллиной пресс-служба правительства. «Сейчас важнейшая задача – весь комплекс мер, который предусмотрен (и по созданию к 2020 году 25 млн новых, модернизации существующих высокопроизводительных рабочих мест, и повышение конкурентоспособности инновационной экономики), – все эти меры включить в наши базовые документы, в сценарные условия, прогноз и бюджет», - отметила министр. По ее словам, эта работа должна быть закончена к концу апреля. «В ближайшие годы предстоит осуществить не только бюджетный и налоговый манёвры, о которых много говорится, но и экономический манёвр, который позволит задействовать факторы инновационного роста», - подчеркнула Э.Набуллина. Для этого необходима дорожная карта по эффективной реализации всех механизмов поддержки инноваций и по улучшению инвестиционного климата. Министр отметила, что после выхода соответствующей статьи В.Путина были проведены встречи МЭР с бизнес-сообществом, где обсуждались конкретные предложения по улучшению инвестиционного климата. Предстоит подготовить ряд нормативно-правовых актов, в том числе, по созданию специального уполномоченного по защите прав предпринимателей. Ещё одно важное направление, по словам Э.Набиуллиной, – это развитие конкуренции, приватизация и повышение эффективности функционирования предприятий, остающихся в государственном секторе. В настоящее время стоимость реализации многих инвестиционных проектов, в том числе в строительстве, завышена, отметила министр, что обусловлено не только несовершенством нормативной базы и действием устаревших СНИПов, но и монополизацией проектирования, низким качеством проектной и сметной документации. «Существующая сейчас обязательная государственная экспертиза в основном учитывает безопасность конструкции, а не возможность использования новых технологий, которые потом удешевляют эксплуатацию этих объектов», - отметила министр. По ее мнению, здесь нужна комплексная работа по модернизации нормативов. «На наш взгляд, нужно закрепить возможность привлечения к экспертизе крупных международных компаний, которые могут проводить технологический аудит соответствия современнейшим технологиям тех крупных строительных объектов, которые мы осуществляем на государственные средства, - сказала она. - Нужно стимулировать и создание собственных конкурентоспособных проектных организаций. Нужно осуществлять экспертизу этих инвестпроектов, их ценовой эффективности». По словам Э.Набиуллиной, соответствующие поправки в нормативные акты будут подготовлены к 1 июля. Еще одна задача, намеченная в статье В.Путина - создание более эффективного общественного контроля госзакупок. Э.Набиуллина сообщила, что уже с 3 февраля на сайте госзакупок размещена пилотная система для обсуждения государственных муниципальных заказов ценой выше 1 млрд рублей. «Здесь размещена информация о 41 заказе больше 100 млрд рублей, – это и крупное строительство, в том числе социальных объектов, это заказы на НИОКР, закупка сложной техники и оборудования», - пояснила министр. По ее словам, уже поступили замечания от многих экспертных организаций. «Такую систему реагирования мы в ближайшее время отработаем с привлечением Федеральной антимонопольной службы, здесь её роль велика», - отметила глава МЭР. Следующая поставленная В.Путиным задача - по отчуждению непрофильных активов компаний с госучастием - решается пока медленно, сообщила Э.Набиуллина. По ее словам, пока только 41 из крупных стратегических компаний утвердила у себя такие программы; 208 акционерных обществ, не включённых в перечень стратегических, рассмотрели эти программы, и только 76 утвердили. По мнению Э.Набиулиной, могут потребоваться какие-то более серьёзные решения для того чтобы стимулировать компании не только рассматривать такие документы, но и реализовывать эти программы по непрофильным активам. Еще одна задача, которая особенно беспокоит бизнес, – это осуществление налогового маневра, отметила глава МЭР. «Мы уже докладывали Вам предварительные предложения. Главное, чтобы мы здесь приняли решение до начала бюджетного цикла: с Минфином мы сейчас продолжаем обсуждение и думаем, что до проекта бюджета, до его формирования, такие общие решения подготовим», - сказала министр. По ее словам, главный тренд перенастройки – это снижение налогового бремени на производство, с одной стороны, и с другой - увеличение налогов на потребление, особенно неэффективное, на рентные платежи. Следующее направление, по которому нужна дорожная карта – это формирование источника длинных денег, «для того, чтобы граждане через инвестирование своих средств могли участвовать в позитивных эффектах от роста экономики», - отметила Э.Набиуллина. По ее словам, главная задача здесь – повышение уровня доходов населения, развитие финансовой грамотности, создание налоговых и финансовых стимулов для частных инвесторов. Министр отметила, что в РФ пока отсутствует эффективная система разрешения споров граждан с поставщиками финансовых услуг, и напомнила, что на одной из встреч вставал вопрос о введении должности финансового омбудсмена. По ее словам, здесь нужна долгосрочная программа с корректировкой нормативной базы и с организационными мерами. «Я думаю, что времени понадобиться здесь чуть больше, на наш взгляд, до 1 ноября, но первым здесь должно быть Министерство финансов, а мы готовы поучаствовать в этом направлении», - сказала она. Еще одно важное направление – развитие инструмента ОРВ (оценки регулирующего воздействия). «Вы в статье сказали, что хорошо, что у нас заработал такой фильтр при принятии нормативных актов, который позволяет учитывать интересы бизнеса, и что надо посмотреть, насколько он полностью охватывает значимые для бизнеса сферы. Мы проработали с представителями бизнес-ассоциаций, и у них много предложений, куда расширять этот инструмент», - сказала министр. По ее словам, среди предложений – и меры по совершенствованию налогового и таможенного администрирования, и изменение полномочий регионов–субъектов Федерации, и решения Евразийской экономической комиссии. «Мы будем расширять этот перечень. На наш взгляд, надо расширять постепенно, чтобы инструмент просто оставался эффективным, и такие предложения в ближайшее время также подготовим вместе с бизнесом, как можно расширить этот инструмент», - сказала Э.Набиуллина. добавив, что это также может внести существенный вклад в улучшение инвестиционного климата. ИА "Альянс Медиа" |