22.03.2012  В РФ может быть введена единая электронная база турпутевок

   В России может быть введена универсальная электронная база проданных турпутевок, где каждая путевка получит собственный номер. Если соответствующий законопроект будет принят, то уже с 2014 года игрокам туристического рынка придется жить по новым правилам.
   «Туроператоры и турагенты осуществляют регистрацию туристских путевок на бумажных и электронных носителях в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере туризма», – говорится в тексте законопроекта.
   Вроде бы ничего в этом страшного нет, однако все благие намерения перечеркиваются следующим пояснением: «Указанные в туристских путевках сведения о туристском продукте (...) представляются туроператором в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере туризма...»
   Именно этого пункта и опасаются игроки туристического рынка. Разработкой этого вопроса занимается Минспорттуризма. Как пояснила начальник отдела государственного управления и развития туристской деятельности Минспорттуризма Людмила Гольцева, каждой путевке должен быть присвоен некий сквозной номер, по которому можно будет отслеживать, куда направляется турист. «Сквозная нумерация путевок даст понятие тому, кто имеет ключ, правильный ли объем проданных путевок заявлен туроператором», – заметила Гольцева в ходе обсуждения этой темы в ТПП.
   Минспорттуризма считает, что благодаря этой мере рынок станет прозрачнее и можно будет в любой момент выяснить, сколько туристов находится за границей у той или иной компании.
   Участники туристического рынка считают, что у чиновников пока нет представления о том, как должна выглядеть будущая система электронного документооборота турпутевок.
   «Минспорттуризма постоянно говорило о создании некоего универсального имитирующего центра, где будет сквозная нумерация путевок. Сейчас в документах к законопроекту этого нет, и это понятно, поскольку закон не может предусматривать детальное описание одного из элементов системы. Тем более что система еще до конца не продумана. В законопроекте говорится лишь об электронной путевке и уведомлении органов власти», – комментирует исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе.
   Игроки туристического рынка усматривают в этой мере только лишь цель вывода туристической отрасли из тени. «Есть большое количество туроператоров и агентств, которые не хотят показывать свою отчетность и частично работают по серым схемам. Дело в том, что туристический бизнес настолько низкомаржинальный, что многие игроки работают на уровне рентабельности. Электронный документооборот обелит агентства, соответственно, часть компаний будут вынуждены закрыться либо повысить свои цены на услуги», – рассказала генеральный директор туроператора Megapolus Tours Виктория Кизимова.
   Кроме того, эксперты видят большое количество сложностей, с которыми они потенциально могут столкнуться. «В настоящей путевке должно быть указано все: номер рейса, время вылета, отель. Сейчас оператор вправе менять эти моменты. Так, чартерные рейсы могут изменяться. Точно так же и с отелями. Поэтому выписки или путевки выдаются накануне вылета. В случае с электронными билетами все может быть гораздо сложнее. Во-первых, в этом билете, купленном заранее, должна стоять информация о рейсе и отеле, что весьма сложно, поскольку туроператор может поменять и рейс, и отель в самый последний момент. Во-вторых, если человек откажется от этой путевки, то придется делать перепродажу, что создаст дополнительную путаницу», – объяснила генеральный директор турагентства «Аэрофлот-Интур» Зоя Андронова.
   Есть еще одна трудность. Практически у всех туроператоров есть своя система онлайн-бронирования. Казалось бы, ничего нет сложного в том, чтобы унифицировать эту базу. Но не все так просто. «Проблема в том, что в России порядка 5 тысяч операторов выездного туризма, не все они пользуются одинаковыми системами бронирования, кто-то самостоятельно разрабатывал собственные программы, вкладывая в это свои же деньги. Я не представляю, как все туроператоры будут переносить все свои базы в некую универсальную систему, это же адский и дорогой труд», – отмечает Виктория Кизимова.
   Также эксперты опасаются, что созданная электронная база не будет исправно и эффективно работать. «Я даже не представляю, как будет выглядеть программа, написанная чиновниками. Нам как игрокам туристического рынка придется проделать колоссальный труд, чтобы перевести свою базу в универсальную систему. Естественно, там обязательно что-то не будет работать. Это весьма технически сложная работа», – комментирует Виктория Кизимова.
   Эксперты подсчитали, что необходимо лет 10 для того, чтобы такая система появилась на свет. С другой стороны, игроки рынка видят потенциальные плюсы создания системы электронного документооборота. «В самих электронных путевках нет ничего ужасного. Мы только за, поскольку это существенный шаг вперед, сокращение бумажного документооборота и увеличение возможностей для клиентов из регионов. Вызывает раздражение обязательное уведомление госорганов обо всех проданных путевках. Мы будем добиваться исключения этого пункта», – прокомментировала Майя Ломидзе.
   Позитивную сторону видят и представители турагентств. «Электронный оборот на самом деле нам был бы удобен, поскольку сокращается документооборот и расходы, поскольку сейчас мы тратим дополнительные средства на доставку путевок до туристов. Однако корень проблемы не в этом, а в том, что 99% операторов вязнут в долгах и кредитах, а платить приходится турагентствам, которые не хотят терять свою репутацию перед своими постоянными клиентами», – комментирует Зоя Андронова.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Взгляд"