21.03.2012 СФ: необходимо создать условия для самодостаточного развития регионов В Совете Федерации началось широкое обсуждение поступивших предложений по перераспределению полномочий между уровнями власти. Участники круглого стола, состоявшегося 20 марта, обсудили проблемы обеспечения расходных обязательств и сбалансированности бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Открывая дискуссию, первый заместитель председателя Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Сергей Катанандов отметил, что все ветви власти единодушны в том, что существующая система разграничения полномочий выработала ресурс и необходимо формирование новой. По его словам, все стороны, в том числе регионы и муниципалитеты, которые с настороженностью относятся к этому процессу, полагая, что он может вылиться в передачу необеспеченных расходных обязательств, тем не менее, считают начавшуюся работу необходимой и важной. С.Катанандов изложил позицию Совета Федерации. Перераспределение полномочий, подчеркнул он, должно происходить не только сверху вниз, но и снизу наверх. Нужно, чтобы передаваемые полномочия обязательно сопровождались источниками финансирования. «Требуется серьезная работа по развитию бюджетного федерализма, направленная на расширение бюджетной базы регионов, наделение их ресурсами за счет перераспределения налогов и отмену федеральных льгот, а также наделение их большей самостоятельностью в распоряжении средствами», - цитирует слова С.Катанандова пресс-служба Совета Федерации. Он отметил, что нужно полностью исключить практику принятия неподкрепленных постоянными источниками финансирования законов, которые влекут увеличение региональных расходов. К децентрализации полномочий, добавил С.Катанандов, нужно подходить не только с позиций расширения возможностей субъектов Федерации, но и их ответственности за эффективное использование переданных полномочий. «Особенно важным мы считаем то, что конечной целью децентрализации все видят создание условий для самодостаточного развития регионов и муниципальных образований, обеспечение их финансовой самостоятельности в качестве условия сбалансированного социально-экономического развития», - заявил первый заместитель председателя Комитета СФ. Отметив неразрывную связь региональной политики с развитием муниципальных образований, С.Катанандов подчеркнул необходимость вовлечения местного самоуправления (МСУ) в процесс децентрализации полномочий. Для обеспечения финансовых основ МСУ, добавил он, необходимо передать на этот уровень часть налогов и сборов, достаточных для реализации его полномочий, а также отменить федеральные льготы по местным налогам. Первый заместитель главы Комитета СФ высказался за необходимость передачи муниципалитетам широких прав по распоряжению финансовыми ресурсами. Однако, по его словам, при этом обязательно следует решить застарелую проблему недостатка квалифицированных специалистов на региональном уровне. С.Катанандов остановился на возможных рисках предстоящей работы. Он обратил внимание на противоречия в позициях многих участников начатого процесса. Налицо разногласия между федеральными и региональными органами власти по вопросу передачи полномочий регионам как делегированных или же собственных. Субъекты Федерации, отметил С.Катанандов, считают, что полномочия должны быть собственными и подкрепленными финансовыми ресурсами. «Полностью разделяю такой подход», - заявил он. Важным, до конца еще не решенным он назвал вопрос об источниках пополнения региональных и муниципальных бюджетов. Единства мнения по этой проблеме, по его словам, нет даже среди федеральных министерств и ведомств, хотя уже существуют предложения по передаче на нижестоящий уровень некоторых налогов или их части, а также сборов. Большое внимание С.Катанандов уделил проблемам перераспределения налогов между уровнями бюджетной системы. Он назвал спорными предложения по созданию раздела консолидированных субсидий регионам на реализацию делегируемых полномочий. «Слов нет, надо повышать самостоятельность субъектов Федерации, но делать это нужно постепенно, не переходя границ разумного. Будет ли обеспечен эффективный контроль за расходованием таких огромных средств?» – спросил он. Предложения Государственной Думы по финансовому обеспечению перераспределяемых полномочий представила заместитель председателя профильного Комитета Государственной Думы Ольга Баталина. В ходе дискуссии участники круглого стола отмечали, что благодаря принятым в последние годы мерам практически все субъекты РФ в настоящее время имеют бездефицитный бюджет: по состоянию на конец минувшего года у 66 субъектов Федерации отношение доходов к расходам составляло более 100% и только у 7 - от 92 до 98%. Вместе с тем, констатировали выступавшие, кардинально изменить ситуацию в области сбалансированности бюджетной системы не удалось. Сохраняются многочисленные диспропорции - в настоящее время только 13 субъектов РФ являются регионами-донорами, а 60 получают дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Велики различия между регионами по уровню их социально-экономического развития: среднедушевые доходы населения в регионах различаются более чем в 7 раз. Такое положение обусловлено несколькими причинами, и основная среди них - несовершенство системы разграничения полномочий. В рамках круглого стола были высказаны предложения, которые будут учтены при подготовке к предстоящим в Совете Федерации 28 марта парламентским слушаниям «О разграничении полномочий между органами власти и совершенствовании межбюджетных отношений» и лягут в основу дальнейшей работы на этом направлении. ИА "Альянс Медиа" |