20.03.2012  АТОР: поправка в закон о турдеятельности сократит рынок на 50%

   Ассоциации туроператоров России (АТОР) будет добиваться исключения из обсуждения Госдумой спорной поправки к закону о туризме, согласно которой турагентства смогут продавать туры только от имени и по поручению туроператоров. «Вступление в силу этой поправки приведет к снижению конкуренции, сокращению розничной сети и уменьшению количества участников рынка на 50%», – заявила исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе.
   16 марта поправку рекомендовал к принятию во втором чтении комитет Госдумы. Пока ее обсуждение перенесено с 23 марта на 10 апреля. Однако, по мнению участников туристического рынка, ее вступление в силу приведет к монополизации рынка и взлету цен на туристические продукты.
   По словам М.Ломидзе, принятие поправки ударит по тем региональным турагентствам, которые не очень большие, но работают профессионально. «Дело в том, что работа по поручению и от имени туроператора будет подразумевать полную ответственность последнего. Но не любой туроператор сможет доверить свое имя каждому второму агентству. По этому законопроекту туристы смогут предъявить свои претензии только туроператору», - отмечает она.
   Здесь есть два механизма поведения туроператоров, считает М.Ломидзе. Либо создавать собственные агентские сети, что может себе позволить не каждый туроператор, либо вводить системуы депозитов с агентствами, которым оператор может доверить свое имя. «Но не все агентства потянут депозит. По разным оценкам, депозит может составлять от 100 до 300 тыс. рублей. Но агентство работает сразу с 5–10 туроператорами, поэтому ему нужно сразу отдать как минимум 1,5 млн рублей. Вырвать эти деньги из оборота позволит не каждое агентство», - говорит глава АТОР.
   В этом случае турагентства будут сотрудничать с «круглыми» операторами, у которых есть большой ассортимент пакетных туров по многим направлениям, продающихся круглый год. Остаются без агентств маленькие нишевые туроператоры. Получается, что эта мера бьет не только по агентствам, но и по операторам, которые работают в отдельно взятом сегменте.
   «Как следствие, это приведет к снижению предложений в регионах, потому что московский нишевый туроператор сможет работать напрямую с туристами, а продавать какую-нибудь индивидуальную Швейцарию или Италию в регионе будет уже нерентабельно», - отмечает М.Ломидзе.
   АТОР поддерживает увеличение финансовых гарантий для участников туристического рынка и введение саморегулирования. «Никому не нужно повторение такой ситуации, как с «Лантой-тур». Исчезновение с рынка любого оператора отражается на всех участниках рынка, потому что подрывается доверие потребителей к этому рынку», - отмечает М.Ломидзе.
   «Сейчас нет рычагов воздействия. Когда есть саморегулирование и возникает коллегиальная ответственность, то при возникновении любой кризисной ситуации участники рынка собираются и стараются решить проблему совместными усилиями, чтобы сами потребители даже не заметили, что у агентства или оператора возникли какие-то проблемы. Можно перераспределить клиентов между коллегами – есть много различных механизмов. Сейчас таких возможностей нет», - считает она.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Взгляд"