20.03.2012  В России могут ввести «плавающие» акцизы на топливо

   Правительство РФ в течение двух месяцев рассмотрит поправки в Налоговый кодекс, снижающие акцизы на бензин при росте мировых цен на нефть. Об этом рассказал вчера замглавы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Анатолий Голомолзин. Если цена «черного золота» на мировых рынках будет расти, ставка акциза будет уменьшаться, и наоборот. Эксперты опасаются, что в итоге механизм может дать обратный эффект, то есть привести к росту цен на бензин.
   В прошлом году ФАС предложила ввести схему, при которой акцизы должны снижаться, начиная с того момента, как цена на нефть на мировых рынках превысит планку в 90 долларов за баррель. По словам замглавы ведомства, это привело бы к тому, что темпы роста стоимости бензина снизятся на 20–25%. Сейчас ФАС предлагает в качестве верхней и нижней планки изменения акцизов параметры от 70 до 140 долларов за баррель: в рамках этой шкалы и должна происходить корректировка ставок.
   «У нас есть консолидированная позиция с Минэнерго по этому вопросу, – рассказал Анатолий Голомолзин. – И после нескольких совещаний в правительстве мы рассчитываем, что такой законопроект будет обсужден уже в ближайшие месяц-два».
   По его словам, акцизы на топливо планируется менять так же, как и ставку экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты раз в месяц, в зависимости от мировых цен на этот ресурс. Это, как полагают в ведомстве, позволит стабилизировать цены на топливо внутри страны при росте мировых цен на нефть.
   Придуманная чиновниками схема слишком сложна, а кроме того, так и осталось неясным, зачем, собственно говоря, она нужна, считает эксперт Центра развития Николай Кондрашов. «Для начала вспомним, зачем нужны акцизы: в первую очередь для того, чтобы финансировать дорожное строительство, кроме того, это одна из мер по пополнению госбюджета, – рассказал аналитик. – Механизм зависимости внутренних цен от мировых де-факто регулируется через экспортные пошлины. То есть, когда цены на нефть на мировых рынках растут, вверх идут и экспортные пошлины и не образуется дефицита бензина на внутреннем рынке. Использование таких же плавающих механизмов еще и по отношению к акцизам таит в себе определенные опасности».
   Первая заключается в том, что станет сложнее прогнозировать ситуацию с фондами, ориентированными на дорожное строительство, да и вообще с доходами по тем статьям, за счет которых пополняется бюджет.
   Вторая опасность – государство, как всегда, перетянет на себя часть доходов, точно так же, как было год назад, когда государство якобы снизило базовую ставку транспортного налога и соответственно увеличило акцизы на бензин. Велика вероятность, что и в случае снижения акцизов государственники перестрахуются, и в результате это приведет к росту цен.
   «Еще один момент, – обращает внимание Николай Кондрашов. – Сейчас дифференциация ставок акцизов призвана стимулировать покупку и использование экологически чистых автомобилей и соответственно такого же класса бензина. Вопрос в том, как дифференциация акцизов будет адаптирована под этот механизм».
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Новые известия"