25.04.2005  Предприятию важно не получение сертификата ISO, а внедрение новой системы управления

   В понедельник, 25 апреля, в Торгово-промышленной палате РФ состоялся семинар по теме «Предприятия России в ВТО: выжить и преуспеть в новых условиях рынка».
   В ходе работы семинара выступила представитель Центра по международным стандартам Ирина Попова, которая рассказала об особенностях процесса встраивания России в мировую экономику в рамках ВТО. Она отметила, что так как цель любого бизнеса – это получение прибыли, то для предпринимателей всегда будет интересна возможность использования более дешевых ресурсов, а также снижения рисков. Решение этих проблем, отметила И.Попова, неразрывно связано с внедрением системы менеджмента качества на предприятиях, так как в настоящее время у многих предприятий с целью получения большей прибыли появляется желание передать часть своих производственных процессов другой компании, которая выполнит их с меньшими издержками. Как правило, такие предприятия располагаются в другой стране по отношению к предприятию, стремящемуся минимизировать свои издержки. Так, не секрет, что часто предприятия стран Западной Европы переносят ряд своих производственных процессов в Россию, Украину или Китай.
   Однако, как отметила И.Попова, при подобном переносе производственных процессов между предприятиями может возникнуть «проблема гармонизации стыков». Связано это с тем, что на разных предприятиях используются разные производственные регламенты и стандарты. Избежать этой проблемы помогут стандартизация и сертификация, уверена И.Попова.
   Отмечая, чем именно сертификация может быть полезна российским предприятиям, она сообщила, что в данном отношении имеется два подхода. Один формируется на основе существующих стереотипов о потребности сертификации, например, «есть сертификат – есть контракт». Другой связан с анализом проблем, с которыми могут столкнуться российские предприятия при вступлении России в ВТО, и выяснении на этом основании существенной необходимости сертификации как способа устоять в конкурентной борьбе с западными компаниями.
   И.Попова пояснила особенности системы менеджмента качества. По ее словам, «это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством, то есть это эффективная система управления». Также она сообщила, что «стандарт ISO – это систематизированное изложение ведущего мирового опыта управления предприятием с целью добиться высокого качества выпускаемой им продукции». И.Попова уверена, что внедрение системы менеджмента качества на предприятии даже без сертификации будет способствовать его успешной конкуренции на международном рынке, так как позволит оптимизировать его управление. «Сертификация не самоцель, - подчеркнула И.Попова. - Это прекрасное средство поддержки привлекательного имиджа компании, демонстрация ее надежности и успешности, подтверждение высокого международного уровня управления, но для обеспечения жизнеспособности компании важнее то, что стоит за сертификатом: от оптимизации процессов управления, что принесет не меньший экономический эффект, чем внедрение новейших технологий, до формирования новой корпоративной культуры».
   Подводя итог своему выступлению, И.Попова отметила те задачи, связанные с внедрением системы менеджмента качества, которые можно было бы поставить перед конкретными предприятиями. Прежде всего, это подготовка соответствующих специалистов, а кроме того, создание предпринимательских объединений, которым легче было бы решать проблемы внедрения на конкретных предприятиях данной системы.
   ИА "Альянс Медиа"